Ротонда
Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotun-dus — «круглый») — композиционный тип круглого в плане здания. В Древней Греции наряду с прямоугольными периптерами сооружали круглые здания — моноптеры (на колоннах, без стен наоса) и толосы, или фолосы, типа круглой хижины (с кольцом стен внутри колоннады).
Согласно теории семантики мест, в древности возникли разные типы храмов, которые обозначали место, освященное присутствием божества. Гипетральные («поднебесные») храмы в форме периптеров посвящали громовержцам и солнечным богам, герооны типа толоса — павшим и обожествленным героям, толосы воздвигали также на местах поклонения хтоническим (подземным) и женским божествам. Римляне использовали круглые постройки для усыпальниц — мавзолеев.
В Риме частично сохранились храм Весты на Римском Форуме и храм Геркулеса на «Бычьем Форуме» (ок. 120 г. до н.э.), ошибочно называемый также храмом Весты. Антаблемент второго храма отсутствует, и более поздняя черепичная кровля лежит прямо на капителях колонн коринфского ордера. Круглый храм находится в Тиволи, близ Рима. В Риме в конце III в. возвели два круглых в плане храма Солнца. В г. Перигё на юго-западе Франции сохранилась древнеримская «ротунда» II в. в форме круглой башни (ее высота была, вероятно, около 30 м; верхняя часть башни утрачена). Со временем к подобному типу сооружений стали применять итальянскую форму термина: ротонда. В первые века христианства на Востоке наряду с формированием крестово-купольной схемы строили и круглые храмы. Их происхождение объясняется традициями эллинистического искусства, однако символически христианскую ротонду связывают с церковью — «Священной пещерой» (возможно, типа кивория), возведенной в 326 г. Св. Еленой (матерью императора Константина Великого) на Голгофе, на месте захоронения тела Иисуса Христа после Распятия. В раннехристианском искусстве церковь Св. Елены изображали в виде античной ротонды или кивория — шатра на четырех либо шести колоннах. Так же иногда показывали Новый Иерусалим.
Ныне существующий храм Гроба Господня в Иерусалиме представляет собой огромную (22 м в диаметре) ротонду, внутри которой находится кувуклия. Реликварии — сионы, или иерусалимы, — тоже изготавливают в виде миниатюрных ротонд, символически воспроизводящих этот храм. Согласно легенде, храм Соломона в Иерусалиме поддерживали двенадцать столпов. Эти столпы в новозаветные времена переосмысливают в качестве символа двенадцати Апостолов. На Руси подобную форму называли «купольная сень».
В IV— VI вв. ротонды строили в Греции, Сирии, Палестине, Италии, Армении. Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (VI в.) также возвели в форме ротонды. По образцу иерусалимской ротонды строили храм Звартноц (642—662), церкви в Ани и Санаине. В архитектуре Армении и Грузии на основе византийской схемы сложился особенный тип центрической церкви с экседрами, вписанной в куб.
Богоявленская церковь 1802 года. Ротонда с отдельной колокольней.
|
Новый Иерусалим. Ротонда Воскресенского собора.
|
Постройка с ротондой.
|