Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта

Иван Андреевич Крылов

Аудио-басни

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Костумбризм


(от исп. costumbre — обычай, нрав)

КостумбризмОдно из течений в изобразительном искусстве и литературе латиноамериканской и испанской культуры XIX века. Родившись из интереса романтиков к народному быту, костумбризм явился поворотом к реалистическому изображению действительности. Костумбризм выражал подъём национального самосознания, стремление передать особенности жизни народа, нередко с идеализацией патриархальных нравов и обычаев. В литературе костумбризм разрабатывал преимущественно жанр очерка, но получил выражение и в романе, драматургии, поэзии. Предшественником испанского костумбризма был С. Миньяно (1799—1845 г.), автор острокритических очерков «Письма простодушного лодыря» (1820 г.).

Огромной популярности костумбристского очерка способствовало расширение влияния прессы, увеличение периодических изданий. Ведущими костумбристами были Ларра, Рамон Месонеро Романос (1803—1882), писавший под псевдонимом Любознательный болтун, и Серафин Эстебанес Кальдерон (1799—1867 г.), укрывшийся под псевдонимом Отшельник. Но и почти каждый из романтиков написал хотя бы по одному костумбристскому очерку. Выходят журналы, целиком отданные очеркам, а в 1843—1844 г. публикуется популярная антология «Испанцы глазами испанцев», содержащая 98 лучших очерков.

Костумбристский очерк существовал в Испании с XVII в., а корни его уходят еще глубже — к ренессансной и средневековой сатире. В XVIII в. он служит оружием философской публицистики испанского Просвещения; в 10—20-е годы XIX в. очерком пользуются публицисты первых революций. Жанр сохранил свою устойчивость вплоть до наших дней, подвергаясь, однако, изменениям в лоне того или иного направления. Сложный процесс происходил в костумбристском очерке в 30—40-е годы: в нем явственно прослеживается столкновение разнонаправленных тенденций, среди которых романтическая не была главенствующей.

Визит (В.П. де Ландалусе)По-прежнему оставалась сильна и заметна просветительская линия в бытописании. Кроме раннего Ларры (до 1835 г.) ее придерживался Месонеро Романос. Даже там в его «Мадридских сценах» и «Мадридской панораме», где он явно любуется дорогим его сердцу традиционным бытом, он не забывает о своем долге критиковать невежество, безделье, претенциозность, увлечение иностранщиной и другие пороки плохо устроенного общества. Почти в любом очерке Месонеро Романос не только рисует бытовой факт, но и размышляет, сравнивает, негодует.

Так, в очерке «Вторник карнавала и среда поминовения» нас увлекает красочное зрелище карнавальных «похорон сардинки», а следующее затем описание скромной и страдающей добродетели вовсе не кажется более привлекательным, чем разгульный народный праздник. Лишь в некоторых, главным образом поздних, очерках Месонеро Романоса любовное переживание быта безусловно превалирует над критической оценкой и поучением. Также среди костумбристов были Х. Сомос (1781—1852 г.), С. Лопес Пелегрин (1801—1846 г.), М. Лафуэнте (1806—1866 г.) и др. Влияние костумбризма ощущалось в творчестве писателей-регионалистов А. де Труэвы (1819—1889 г.), Х.М. де Переды (1833—1906 г.) и др.

В странах Латинской Америки костумбризм возник в 40-х г. 19 в.

Представители:

  • в Чили — Х.Х. Вальехо (1811—1858 г.);
  • в Колумбии — Х. де Дьос Рестрепо (1827—1897 г.), Т. Карраскилья (1858—1940 г.) и др.;
  • в Перу — Ф. Пардо (1806—1868 г.), поэт Р. Пальма (1833—1919 г.);
  • в Мексике — Х.Б. Моралес (1788—1856 г.), М. Пайно (1810—1894 г.), поэт Г. Прието (1818—1897 г.) и др.

Костумбризм сыграл важную роль в графике и живописи стран Латинской Америки. В основе костумбризма (часто связанного с научным изучением страны) лежит фотографически верное отображение природы, внимание и интерес к народному быту, стремление к точному изображению его характерных особенностей и красочных деталей народной жизни. Причем порою в работах костумбристов этнографические мотивы переходят в идиллически обрисованную и сентиментально воссозданную жанровую сцену. Костумбризм осознал эстетическую ценность природы и событий повседневной жизни, ввёл в круг латиноамериканского искусства образы простых людей.

Представители костумбризма:

  • Куба - В.П. де Ландалусе, 1825—1889 г.; Ф. Миале, 1800—1868 г.;
  • Колумбия - Р. Торрес Мендес, 1809—1885 г.;
  • Аргентина - К. Морель, 1813—1894 г.;
  • Уругвай - Х.М. Беснеси-Иригойен, 1788—1865 г.;
  • Чили - М.А. Каро, 1835—1903 г.;
  • Мексика - Х.А. Аррьета, 1802—1879 г. и др.;

Костумбризм способствовал развитию реализма в литературе и искусстве Латинской Америки.

Деревенская девушка (Х.А. Аррьета)
Деревенская девушка.
Х.А. Арьета.

Мариано Хосе де Ларра
Мариано Хосе де Ларра.

Чернокожие артисты (В.П. де Ландалусе)
Чернокожие артисты.
В.П. де Ландалусе.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я