Русский классицизм
Русский классицизм — обобщающее название нескольких историко-региональных художественных стилей в России, связанных с художественным направлением Классицизма. В начале XVII в., в годы правления Бориса Годунова, в русской архитектуре сложился своеобразный «годуновский классицизм». Однако основы будущего классицистического стиля (в европейском понимании этого термина) закладывались в архитектуре Петербурга первой четверти XVIII в.
Из-за отставания стилистического развития русского искусства от западноевропейского и несостоявшегося «русского ренессанса», до середины XVIII в. у Классицизма не было реальной почвы для полного развития. По этой причине в хронологии российских художественных стилей сложился порядок, обратный западноевропейскому: сначала «русское барокко», а затем русский классицизм. Просветительские функции, аналогичные западноевропейскому Ренессансу, в России взяло на себя искусство Барокко, отсюда и «неправильная» последовательность художественных стилей.
Развитие русского классицизма имело несколько стадий, в сущности представляющих собой отдельные художественные стили, своеобразие которых определялось различными историческими условиями и стилистическими источниками. Поэтому вместо традиционных, но малосодержательных названий: ранний классицизм, строгий (высокий) классицизм, поздний классицизм — предпочтительнее использовать термины, имеющие конкретно-исторический смысл: екатерининский классицизм (середина и вторая половина XVIII в.), переходный стиль павловского романтизма (1796—1801), александровский классицизм (1801—1812), русский, или петербургский, ампир (1812— 1830-е гг.), историко-региональный вариант московского классицизма, русский неоклассицизм (начало XX в.).
Русский классицизм времени правления Екатерины Великой (1762—1796) имел идеалистический, «книжный» характер. Об этом свидетельствует и деятельность самой императрицы, и отражение этой деятельности в российской литературе, в частности в характерной фразе К. Н. Батюшкова: «сидя у окна с Винкельманом в руке».
Вторая особенность этого периода — разделение на столичное и провинциальное искусство. После манифеста о даровании вольности и свободы российскому дворянству, данного императором Петром III (1762), освобожденные от тягот государственной службы, дворяне разъезжались по усадьбам, и наиболее просвещенные обустраивали свой быт на европейский лад, но, как правило, силами крепостных мастеров. В Москве складывалась особая архитектурная школа. Архитектура провинциальных городов имела собственную окраску, хотя и формировалась при непосредственном участии петербургских и московских зодчих.
Классицизм в скульптуре.
|
Старинная картина эпохи классицизма.
|
Классицизм в живописи.
|