«Распятие» Дионисия
«РАСПЯТИЕ» ДИОНИСИЯ — шедевр древнерусского искусства, икона, созданная в 1500 г. выдающимся мастером Дионисием (ок. 1430—1503). Это произведение открывает русский шестнадцатый век так же, как «Троица» А. Рублева открывает пятнадцатый. Дионисий (в летописях «Денисий») с 1481 г. работал в Московском Кремле. Его последнее произведение — росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502).
Икона «Распятие» происходит из Павло-Обнорского монастыря близ Вологды. Ныне хранится в Третьяковской галерее в Москве. М. В. Алпатов увидел в этой иконе пример «мифотворчества в самом искусстве», яркий образец того, как в художественном творчестве рождался новый смысл, еще не выраженный ни в литературных текстах, ни в иконографическом каноне, ни в трудах Отцов Церкви.
«Дионисий, — пишет Алпатов, — извлекает из традиционной иконографии зерно, благодаря чему событие евангельской легенды приобретает значение символа христианского учения». Художник выводит как бы пластическую формулу события. Ее образуют вертикаль креста, «висящий Христос кажется парящим... Богоматерь высится... И вместе с тем время остановилось, ничего не происходит, все существует как выражение вечных, неизменных законов бытия».
Пирамидальный черный провал скалы в нижней части иконы почти сливается с черным крестом, который вырастает из земли подобно дереву. Вверху крест «раскрывает объятия». По сторонам креста маленькие фигурки означают Церковь и Синагогу, они проплывают по небу, хотя и не имеют крыльев. Вместе с летящими Ангелами и титулом креста они составляют «крону» дерева. Тело Спасителя почти сливается с крестом, и в этом заключена главная изобразительная метафора — Христос оживляет собой «древо распятия».
Изображенные Дионисием фигуры бесплотны, они не историчны, а мифологичны. Пропорции иконной доски отвечают пропорциям креста и вытянутым фигурам, поэтому вся икона превращается в метафору. Древнерусский художник мыслил не cловами, а формами, линиями, красками. Благодаря особенной духовности, просветленности «Распятие» Дионисия воспринимается Воскресением. В нем ощущается не мученичество, а тихое торжество.
«РАСПЯТИЕ» ДИОНИСИЯ. Икона. 1500 г. Левая часть.
|
Икона. 1500 г. «РАСПЯТИЕ» ДИОНИСИЯ.
|
«РАСПЯТИЕ» ДИОНИСИЯ. Икона. 1500 г. Правая часть.
|