Рейндорф Гюнтер Германович
(26 января 1899 г., Санкт-Петербург — 14 марта 1974 г., Таллин)
Эстонский советский график, книжный иллюстратор, народный художник СССР (1969 г.), член-корреспондент Академии художеств (1958 г.). Автор денежных знаков и почтовых марок. Гюнтер Рейндорф родился 26 января 1889 года в Санкт-Петербурге. В 1897 году семья Гюнтера переехала в Ревель. Там будущий художник учился в реальной школе, по окончании которой возвратился в Санкт-Петербург. В 1905 году он поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Там Рейндорф учился прикладной графике, а параллельно занимался в классах театральной декорации и офорта.
Среди педагогов Рейндорфа был профессор П.Б. Ламбин (1862—1923 г.). Окончив училище в 1913 году Г. Рейндорф получил поощрительную училищную командировку для стажировки во Франции, Италии и Испании, где он провёл с 1914 по 1915 год. Однако, в связи с началом Первой мировой войны, Гюнтеру пришлось прервать поездку и возвратиться в Россию. После возвращения он некоторое время работал сначала в Петроградской Экспедиции заготовления государственных бумаг, а затем в Гознаке в Москве.
С 1920 года Рейндорф - в Эстонии. Он преподает в Таллинском художественно-промышленном училище, работает консультантом Государственной типографии, увлекается техническим экспериментированием, принимает участие в оформлении празднеств, но пейзажная графика в его творчестве остается доминирующей. В эти годы Рейндорфом выполнены большие серии, посвященные острову Пакри (1921 г.), южной Эстонии (1922 г.), старому Таллину (1923-1924 г.), северному побережью и южной Эстонии (1925 г.), островам Суурсари и Тютарсаар (1926 г.). С жанром пейзажа связаны интересы художника и в 1930-е годы - он много работает на побережье Эстонии и в окрестностях Таллина.
Эмоциональный диапазон работ этого времени достаточно широк, но мастера больше привлекают сюжеты трагического плана. Ощущение драматизма бытия проявляется в излюбленных мотивах художника - узловатых соснах, выстоявших или поверженных, рыбообразных корпусах лодок, готовых противостоять натиску моря, диковинных пнях. В пластической форме открывается зрителю смысл материального мира, утверждается торжество жизненной энергии вечно обновляющейся природы.
Годы фашистской оккупации Рейндорф проводит в рыбацкой деревушке Хаапсе, посвятив себя станковой графике. Графическая экспрессия гравюр "Вечер на острове Вормси" (1943 г.), "Вечерний пейзаж" (1944 г.) порождает чувство тревоги и подавленности, передает душевное состояние мастера.
В послевоенное время в творчестве Рейндорфа рубежным этапом становится серия об Армении, выполненная в 1946 году. Создавая обобщенный образ природы Армении, мастер ищет верные соотношения части и целого. Перспектива открывает лик древней земли. Складки земной коры узнаются в контрастах светлого и темного, в тщательно проработанных или едва намеченных деталях проступают кристаллические объемы храмов, обозначаются долины - такой предстает Армения в работах "Горы близ деревни Бжни", "Развалины часовни", "Долина реки Сап".
Опыт поездки в Закавказье осмыслен в графической серии 1947 года. В листах этого цикла, "сочиненных" по натурным эскизам, ощутимо тяготение к обобщению и символике. Отдельные мотивы слагаются в "мифологические" пейзажи побережья, являя символические образы природы Севера. Пафосом природной мощи и силы проникнут рисунок "На побережье". Декоративная красота, богатство композиционных приемов - низкий горизонт, приближенная точка зрения - усиливают эмоциональную насыщенность серии.
На рубеже 1940-х — 1950-х годов художник много сил отдает книжной иллюстрации ("Мертвые души" Н. Гоголя, "Следы на песке" И. Семпера, "Рассказы о Даугаве" Ю. Ванага), которой начал заниматься в 1941 году. Наиболее значительны иллюстрации к "Сказкам" А. Пушкина (1949 г.) и "Старинным эстонским народным сказаниям" Фр. Крейцвальда (1945-1951 г.).
В 1950-1958 годах Рейндорф преподает в Государственном художественном институте Эстонской ССР. Зрелость стиля художника с особой силой раскрывается в работах второй половины 1950-х — 1960-х годов. По мотивам Рыуге (южная Эстония, 1955-1956 г.) и острова Сааремаа (1958-1959 г.) им выполнены серии, составляющие пейзажную поэму Эстонии. Хранимые в памяти впечатления синтезируются художником в обобщенные картины родной земли - "Стелется ночь", "Жаркие дни августа", "Вечер над озером", - конкретные и символические одновременно.
Рейндорф стремится к полной досказанности, однако повествовательность изображения и завершенность каждого элемента не разрушают цельность композиции. Осязательность форм достигается изощренным владением карандашной техникой. Светлое, безмятежное чувство, окрашивающее панорамы "Вечер над озером" и "Жаркие дни августа", сменяется романтической патетикой "Финляндии Сибелиуса" (1962 г.) - название, как нельзя точно характеризующее замысел автора. Эпическая панорама изобразительно воплощает взволнованный строй музыки. Динамика освещения - акценты темных и светлых плоскостей, намечающие пространственные планы, - является камертоном настроения, организует композицию.
Гюнтером Рейндорфом были созданы эскизы первых советских денежных знаков. С 1922 по 1932 год Г. Рейндорф был художником-консультантом Государственной типографии Эстонии, где печатались казначейские билеты. В 1926 году он завоевал Первую премию на конкурсе денежных знаков Эстонии. По его эскизам были выпущены банкноты в 50 крон (1929 г.), 20 крон (1932 г.) и 10 крон (1937 г.). Они впечатляют высоким уровнем мастерства, филигранным стилем, большими художественными и полиграфическими достоинствами и занимают видное место в эстонской графике. На банкноте в 50 крон воспроизведена картина северного побережья Эстонии, на десяти- и двадцатикроновых банкнотах помещены собирательные образы эстонских крестьян.
В 1956, 1969, 1970, 1974 годах с успехом проходят выставки Рейндорфа в Таллине, Тарту и Москве. В 1969 году он удостоен высокого звания народного художника СССР.
20 эстонских крон. Эскиз Г.Г. Рейндорфа.
|
Двор в старом Таллине. Г.Г. Рейндорф.
|
|
Вечер над озером. Г.Г. Рейндорф.
|