Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта

Иван Андреевич Крылов

Аудио-басни

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Рога

Кернунос - Рогатый богРога (др.-русск. рогъ; др.-прусск. ragis; лат. cornus) — изображение рогов либо натуральные рога в качестве головного убора, детали маски, шлема — древнейший символ мощи, силы, воинской отваги. В древней Месопотамии с рогами изображали бога грозы Адада, в Греции — Зевса и Диониса, а позднее — Александра Македонского.

На о. Крит в Эгейском море существовали древние святилища, в стены которых вмуровывали скульптурные изображения бычьих голов с натуральными рогами и топором между ними. Между рогами помещали изображение солнечного диска или полумесяца, поэтому считается, что рога имеют двойственную — солярную и лунную — символику, причем они являются атрибутом не только мужских, но и женских божеств - Исиды, Хатор, Кибелы.

Двойственность этого символа раскрывается в том, что рога — знак божественного происхождения и, одновременно, индивидуальных качеств, проявления отважного духа. Рога — фаллический символ, у богинь матерей — символ плодовитости. В Египте бога Амона почитали в образе человека с головой барана, отсюда амулеты — аммониты в форме свернувшейся змеи, но напоминающие также бараньи рога. Древние кельты почитали бога Кернуноса в образе человека-оленя с рогами, поражающего змею (символ подземного царства).

Рог с обвивающей его лентой — символ бури. Рог раструбом вверх — мужской, активный знак, раструбом вниз — женский. Древнегреческие лесные божества — Пан, Плутон, сатиры, силены — также изображались с рогами. С обычаем заклания жертвенных животных — быков, баранов, козлов — связано и происхождение ритонов, конусообразных сосудов, которые вначале представляли собой натуральный рог. С древнегреческим мифом о козе Амалтее, вскормившей бога Зевса, связано происхождение рога изобилия.

Мощь водной стихии в образе бородатого старца Океана также обозначали изображением рогов. Ветхозаветный пророк Моисей изображается рогатым, но в данном случае подобный образ сложился в результате неточного перевода Библии с древнегреческого на латинский язык (вместо «сиять лучами» переведено «рогатый» — лат. cornutam).

Рога как атавизм языческих божеств стали атрибутом демона, дьявола, Сатаны. Однако в Евангелии от Луки говорится: «И воздвиг спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (Лк. 1:69), что, вероятно, связано

С Ветхозаветным текстом Третьей книги Царств: «И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их» (3 Цар. 22:11; а также Втор. 33:17; рога трактуются как символ силы).

В Откровении Иоанна Богослова создан образ славы Агнца Божьего: «И вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5:6). Число семь возводит древний языческий символ до уровня «Духа Божьего». В другой главе книги Откровения рога являются символом дьявола, Сатаны, дракона из Океана Хаоса, которого должен победить в последней битве Архангел Михаил: Сатана

«Вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» (Откр. 12:3). Рога являются атрибутами святых Евстафия и Губерта, однако в этом случае они имеют иное происхождение, также как и рога в качестве символа супружеской неверности. Св. Корнелия иногда изоб-ражают с рогами на голове вследствие сходства его имени со словом «рог» (лат. cornus).

Фаллическая символика рога оживает в средневековых сказаниях о звере единороге, однако эта символика переосмысливается в рыцарском, куртуазном духе и единорог рассматривается в качестве символа девственной чистоты (сравн. «Дама с единорогом»). В Древнем Китае, Бирме, Таиланде рог носорога использовали в качестве материала для небольших скульптурок. Этот материал обладает, подобно нефриту, слоистой структурой и поэтому легко поддается обработке. Рога буйвола, носорога применяли и в качестве сосудов для питья.

В Индии, странах Ближнего Востока и Эллады рог служил музыкальным инструментом и горном во время охоты (сравн. олифант). Из-за скорбного звучания рог стал одним из атрибутов древнегреческой музы трагедии Мельпомены. Подкрашенный рог в середине и второй половине XIX в. применяли для имитации панциря черепахи в мебели стиля «буль».


Святой Евстафия
Святой Евстафия.

Сатиры
Сатиры.

Святой Губерта
Святой Губерта.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я