Ростральная колонна или ростры
Ростральная колонна или ростры (лат. rostrum — «клюв, нос», носовая часть судна в форме острия, тарана для вражеских кораблей). В Древнем Риме корабли украшали носовыми фигурами львов, драконов, сирен либо изображениями богини победы Виктории, удачи — Фортуны, бога морей Нептуна. Такие украшения называли рострами. Подводные тараны, обитые медью, в носовой части корабля — позднейшее итальянское название: галера (galera) — также именовали рострами.
В 338 г. до н. э. в Риме, между Комицием (местом собраний патрициев по куриям), который находился у северо-восточного склона Капитолийского холма, и Римским Форумом возвели ораторскую трибуну (лат. suggestus) — помост, украшенный рострами, захваченными консулом Гаем Мением в морском сражении с флотом Антия, города в 45 км к югу от Рима, в Латиуме, жители которого сопротивлялись римлянам. Это сооружение называли «templum» — «освященное место, площадка», а затем — «rostrum». К рострам прикрепили бронзовые доски — «законы двенадцати таблиц». Старую трибуну украшали 6 ростр.
В 44 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь перестроил трибуну, переместив ее к центру западной части Форума, Октавиан Август в 42 году до н. э. облицевал трибуну мрамором (ее остатки сохранились южнее арки Септимия Севера). Большой помост (24 х 12 м) имел около 3 м высоты и 39 отлитых из бронзы ростр, установленных в два ряда (20 в верхнем ряду и 19 в нижнем).
В 31 г. до н. э. Октавиан Август построил вторую трибуну, симметрично первой, перед храмом Юлия Цезаря (в восточной части старого Форума) и украсил ее рострами кораблей, захваченных в морском сражении у мыса Актий с объединенным флотом Антония и Клеопатры. В центре Форума в 260 г. до н. э. возвели ростральную колонну (Columna Rostrata), украшенную рострами кораблей, захваченных консулом Дуиллием в сражении с карфагенским флотом в ходе первой Пунической войны. От этой колонны (вероятно, деревянной, обитой позолоченными бронзовыми листами) сохранился постамент с фрагментом памятной надписи. И XVI в. сделали реплику этой колонны с вмонтированной в нее подлинной частью постамента и поместили в Капитолийском музее (музей основан в 1471г.).
Композиция колонны с рострами, потерявшая изначальное значение военного трофея, была усвоена искусством Классицизма и стала одним из атрибутов «воспоминания античности».
Ростральные колонны изображал в своих фантастических офортах Дж. Б. Пиранези, а также Ж. Тома де Томон. В 1807 – 1817 гг. на стрелке Васильевского острова в Петербурге по проекту Тома де Томона при участии А. Д. Захарова возводили по сторонам от здания Биржи две ростральные колонны. Колонны с капителями дорического ордера задуманы в качестве символических маяков. На их вершине установлены треножники с чашами-светильниками. Каждая колонна высотой 31,71 м имеет по 8 ростр, расположенных в четыре яруса.
Колонны сложены из кирпича, постаменты облицованы гранитными блоками. Абаки и ростры сделали полыми, из железа на каркасе (в 1947-1948 гг. железо заменили медными листами). У оснований колонн расположены статуи из пудожского камня, аллегорические фигуры рек: Волга, Нева, Волхов (скульптор Ф. Тибо), Днепр (скульптор Ж. Камберлэн).
Ростральная колонна.
|
Ростральная колонна. Свято-Исидоровская церковь.
|
Ростральная колонна.
|