Реминисценция
(от позднелатинского reminiscentia - воспоминание)
1) Смутное воспоминание; явление, наводящее на воспоминание, на сопоставление с чем-нибудь, отголосок.
2) Элемент художественной системы, отсылающий к ранее прочитанному, услышанному или виденному произведению искусства. В поэтическом и музыкальном произведении это черты, наводящие на воспоминание о другом произведении; обычно - результат невольного заимствования автором чужого образа, мотива, стилистического приема, интонационно-ритмического хода. В современном искусстве встречается как сознательный прием, рассчитанный на память и ассоциативное восприятие читателя (слушателя).
Реминисценция — это неявная цитата, цитирование без кавычек. Необходимо разграничивать реминисценцию и цитату. Наиболее древними реминисценциями следует признать силуэты, пропорции и сюжеты древних наскальных изображений, повторяемые в «зверином стиле» скифов или в творчестве мастеров современной эпохи (живописцы, ювелиры, дизайнеры и т.д.). Некоторые тотемы, гербы и товарные знаки имеют явную реминисцентную природу. Различают историческую, композиционную, нарочитую и неудачную реминисценцию. Реминисценции могут присутствовать как в самом тексте, изображении или в музыке, так и в названии, подзаголовке или названиях глав рассматриваемого произведения. Реминисцентную природу имеют художественные образы, фамилии некоторых литературных персонажей, отдельные мотивы и стилистические приёмы.
Водораздел между реминисценцией и литературным заимствованием заключается в бессознательном характере реминисценции, помогающем реализовать конкретные художественные задачи. Реминисценция обнаруживается подготовленным и проницательным читателем (зрителем или слушателем) там, где автор использовал опыт предшественников. Так например, в образе любви соловья и розы, широко используемом европейскими романтиками (Байрон, Гейне и другие), некоторые исследователи видели реминисценцию аналогичного образа персидской лирики, в эту же примерно эпоху ставшей доступной европейскому читателю в переводах.
В романе немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» (1943 г.) реминисценция представлена структурообразующим элементом бытия персонажей вымышленного мира. Роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс» буквально перенасыщен реминисценциями — на одной странице их может быть до нескольких десятков. Похожим образом построен роман Энтони Бёрджесса «Долгий путь к чаепитию», отсылающий читателя к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Мастером реминисценции был американский поэт Эзра Паунд.
3) В психологии - это явление, когда воспроизведение заученного со временем не только не ухудшается, а улучшается. Термин реминисценция был предложен сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г. Реминисценция связана первым делом с внутренней работой по осмыслению заученного материала и овладению им. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие и вызывающим интерес. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников.
Существенным для проявления реминисценции является то, насколько заучивающий овладел содержанием материала. Если он не овладел в какой-либо мере содержанием материала, последний быстро забывается и реминисценции обычно не возникает. Выявлены многочисленные факторы, определяющие силу реминисценции: скорость предъявления материала, распределение упражнений во времени, степень заучивания, сходство отдельных частей материала, его объём и т.д.
Если в процессе непосредственного воспроизведения заучивающий пытается восстановить материал, используя при этом в значительной мере внешние ассоциативные связи, то при более отсроченном воспроизведении субъект опирается главным, образом на связи смысловые.
Реминисценция. В. Кислов.
|
Алиса в Стране чудес. Л. Кэрролл.
|
Реминисценция – II. А. Дзиздария.
|