Рейксмюсеум
(по-голландски - Rijksmuseum)
Государственный музей в Амстердаме, крупнейший художественный музей Нидерландов. В современном виде Рейксмюсеум открылся в 1885 году, но его начало относится к временам Французской революции. В 1794 году Франция захватила Нидерланды — ее контроль над ними продолжался до 1813 года. Многие картины и произведения искусства из королевских коллекций (сам глава государства, принц Вильгельм, эмигрировал в Англию) были захвачены французами в качестве трофеев и частично распроданы.
Сохранившиеся 200 работ, представляющие исторический интерес, легли в основу собрания Национальной художественной галереи, открытой для публики в 1800 году в пригороде Гааги, в Хью тен Бош, дворце XVII века. Это был первый национальный музей в Нидерландах — его создание входило в план административных реформ, разработанный для Голландии французами.
В 1806 году Луи Бонапарта, брата французского императора, объявили королем Нидерландов. В 1810 году он отрекся от престола, но за четыре года успел провести ряд преобразований, сильно повлиявших на развитие культуры в Нидерландах. Так, Луи в качестве столицы страны выбрал вместо Гааги Амстердам и в 1808 году издал указ о перемещении Национальной художественной галереи именно сюда — с переименованием ее в Королевский музей. Музей разместился в бывшей ратуше, ставшей теперь Королевским дворцом. Это название сохранилось за зданием по сей день. Тогда же в бывшую ратушу перевезли картины, подаренные городу Амстердаму, — среди них был «Ночной дозор» Рембрандта.
После отречения Луи музей вновь переименовали — на этот раз в Большой Голландский музей. А когда французов изгнали из страны, его стали называть Национальным музеем. В 1815 году он получил свое окончательное имя — Рейксмюсеум (то есть Государственный музей). Одновременно музею подыскали новое помещение — в качестве такового выбрали Триппен-хаус, названный так по фамилии владельцев — богатых предпринимателей братьев Луи и Хендрика Трипов. Здесь музей и открылся в феврале 1817 года.
Триппенхаус оказался недостаточно просторным, чтобы вместить в себя постоянно расширявшуюся коллекцию музея. Было и другое неудобство — рядом со зданием располагались керосиновые склады, что создавало постоянную угрозу пожара. В 1828 году часть менее ценных картин из собрания музея была продана в целях освобождения помещений и получения средств на дальнейшее развитие музея. В 1838 и 1848 годах коллекцию снова сократили, переправив при этом картины живущих художников в Харлем, где было организовано Национальное собрание произведений современного искусства. Проблему недостатка места в Триппенхаусе это, впрочем, не решило, и в 1862 году общество любителей искусства создало комитет по основанию нового музея.
Этот комитет надеялся сыграть на волне патриотизма, охватившего страну накануне 50-летия ее освобождения от французского ига. Объявили конкурс на проект нового музея, выбрали победителя, но победивший проект так и остался на бумаге. В 1872 году появился новый комитет с аналогичными задачами. Он заручился на этот раз поддержкой со стороны правительства. Город Амстердам выделил для строительства музея земельный участок.
Заказ сделали архитектору П. Куйперсу (1827—1921 г.), занявшему в конкурсе проектов второе место. Работы начались в 1877 году — через шесть лет музейное здание, выдержанное в эклектическом стиле, наконец построили. И внутри, и снаружи оно было пышно украшено резьбой, фресками, мозаикой и витражами, посвященными истории голландского искусства. Внутренний его интерьер значительно менялся, и сегодня в первоначальном виде сохранились лишь несколько из 330 помещений, занимающих пять этажей музея.
Официально музей открыли 13 июля 1885 года. Поначалу собрание Рейксмюсеума содержало 888 картин, перевезенных из Триппенхауса. Вскоре коллекция удвоилась. Начиная с 1898 года, музей неуклонно расширял свои площади за счет пристроек. В коллекции — произведения голландской живописи XV—XIX веков, а также графика, скульптура, образцы декоративного искусства европейских мастеров, произведения искусства стран Азии и прочих стран. Музей владеет многочисленными работами известных голландских мастеров XVII века, например, работами Рембрандта «Ночной дозор» и «Синдики», Яна Вермера «Служанка с кувшином молока» и «Уличка», «Мельница в Вейке-бей-Дюрстеде» Я. Рёйсдала и другими.
Смеющийся Демокрит. Х. Тербрюгген. 1629 г.
|
Молящаяся старая женщина. Н. Маес.
|
Портрет Вильгельма I Оранского. А. Кей. 1580 г.
|