Русский Бидермайер
«Русский Бидермайер» — условное название эстетики, характерной для российской культуры, в основном Москвы и провинции, первой половины XIX в. Хронологически соответствует искусству немецко-австрийского Бидермайера 1815—1848 гг.
Впервые термин в форме «русский бидермейер» употребила искусствовед Н. Н. Коваленская, а затем Д. В. Сарабьянов. Основанием для сопоставления русского и немецкого искусства первой половины XIX в. при всех различиях послужила общность исторической обстановки на периферии культурной Европы того времени, когда романтические веяния, родившиеся в XVIII в. во Франции и Англии, попали на отсталую почву.
В столичном искусстве Петербурга подобная историческая ограниченность породила оригинальное сращивание идей Романтизма и академического искусства, а в более провинциальной Москве романтические идеи под воздействием немецкой классической философии соединялись с привычным укладом усадебной жизни. После неудачи декабрьского восстания 1825 г. идеи обособленного, частного быта, свойственные культуре Бидермайера, обрели социальную основу.
Эстетика Бидермайера представляет собой «сниженный» Романтизм, воплощение бюргерского понимания красоты и уюта. Идеи немецкого Бидермайера усваивались в России лишь частично, главным образом в среде мелкопоместного дворянства и купечества. Вместо возвышенной идеализации образов, свойственной Классицизму, вырабатывались формы практичного, имперсонального искусства. Культура i дворянской усадьбы, сложившаяся во второй половине XVIII в. в русском классицизме, послужила основой нового, «бидермайеровского» отношения к действительности.
Император Николай I демонстрировал в качестве «высочайшего образца» программу ценности частной жизни в петергофском Коттедже, правда в формах неоготического стиля. Культивируемый в царской семье «стиль жизни» облекался в романтические формы, но по содержанию был бидермайеровским. В России распространение этой идеологии совпало с началом периода Историзма во всех видах искусства, поэтому творчество художников, отражавшее обывательскую психологию, было эклектичным, но имело общую основу практицизма и конформизма.
Отсюда распространенный жанр живописи: изображение жилого интерьера. Истоки этого жанра находят в творчестве А. Г. Венецианова и его стремлении воспроизвести так поразивший его иллюзорный способ изображения интерьера в картине Ф. Гране «Внутренний вид хоров церкви капуцинского монастыря в Риме». Столичные и провинциальные самодеятельные живописцы с одинаковым тщанием «списывали» жилые интерьеры с натуры, стремясь как можно точнее передать все детали. Этот своеобразный, очень русский по духу жанр стал антитезой «высоким жанрам», снижением пафоса академического Классицизма, культивируемого в стенах Императорской Академии художеств в Петербурге.
Примечательно, что гипсовые слепки Венеры Медицейской и Геракла Фарнезе, стоящие «в комнатах» (типичное название картин), выглядят на любительских акварелях совсем по-домашнему. В отличие от парадных акварелей Э. Гау и Л. Премацци, запечатлевших интерьеры Зимнего дворца в Петербурге, виды дворянских усадеб и «комнат внаем» демонстрируют искренность, теплоту и особенную поэтическую атмосферу. «Сниженность» парадной строгости позволяет с полным основанием считать подобные акварели бидермайеровскими. Характерно также возникновение смешанных жанров домашнего искусства: семейный портрет, бытовая сценка в интерьере.
Интерьер в стиле бидермайер.
|
Картина Ф. Гране. Внутренний вид хоров церкви капуцинского монастыря в Риме.
|
Платье в стиле Бидермайер.
|