Рекамьё
Рекамьё (франц. recamier) — собирательное обозначение различных изделий декоративного и прикладного искусства по фамилии Юлии Аделаиды Рекамье (J. A. Recamier; 1777—1849) - знаменитой красавицы, жены парижского банкира. Иногда слово «рекамье» трактуют в качестве наименования художественного стиля, однако «стиль рекамье» затруднительно выделить из общего понятия стиля Ампир в искусстве Франции начала ХIХ в.
В парижском салоне мадам Рекамье собирались писатели, художники, государственные деятели. Притягательная сила салона была столь велика, что это происходило несмотря на дружеские отношения хозяйки с писательницей Жерменой де Сталь, которая не скрывала своей неприязни к Наполеону Бонапарту в жестокие годы периода Консульства и диктатуры.
Примечательно, что история фринцузской живописи XIX в., и в частности стиля Империи открывается портретом мадам Рекамье, написанным Жаком-Луи Давидом в 1800 г. Художник изобразил красавицу «на римский манер», в тунике, босиком, полулежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем.
Эту кушетку по рисунку Давида с античного рельефа выполнил мастер-мебельщик Жорж Жакоб Старший. Рядом с кушеткой изображен высокий торшер в «помпеянском» стиле. Кушетки в стиле «жакоб», аналогичные изображенной на картине, со временем стали называть «рекамье». Портрет Рекамье художник оставил незаконченным. Причины называют разные, вероятно, были и политические. Став консулом, Бонапарт специальным декретом 7 февраля 1800 г. назначил Ж.-Л. Давида, к тому времени прославленного живописца, «художником правительства». Но Давид отказался от этой должности.
Позднее Наполеон пытался привлечь мадам Рекамье к своему двору на положении «подруги императора», но дважды получал отказ. Это привело к краху банковского дома Рекамье и изгнанию мадам Рекамье из Парижа. Но еще до этого ощущалась возрастающая враждебность постоянных участников салона Рекамье к правительству. Когда же по Парижу пошли слухи о новом шедевре живописца, превратившемся в триумф мадам Рекамье, то можно представить раздражение Бонапарта.
Узнав, что однажды в салоне красавицы присутствовали сразу три его министра, Наполеон с присущей ему язвительностью произнес: «С каких пор совет министров стал собираться у мадам Рекамье?» Возможно, что подобный упрек Бонапарт мог бросить и художнику, положение которого тоже было весьма шатким.
Прекрасная модель, в свою очередь раздраженная незавершенностью портрета, передала заказ Франсуа Жерару, ученику Давида, который создал собственный композиционный вариант, стилистически близкий произведению Давида.
Вкусы салона мадам Рекамье оказывали влияние на аристократическую жизнь Парижа. Платья «a la antique», прически, ювелирные изделия — серьги, кулоны, склаважи, расцветки и рисунки тканей — все, что ассоциировалось со знаменитым салоном, стали называть обобщающим термином «рекамье».
Комод в стиле рекамье.
|
Кушетка в стиле рекамьё.
|
Портрет мадам Рекамье.
|