Русский модерн
Русский модерн — условный термин, отражающий особенности развития искусства в России рубежа XIX-ХХ вв. Близок к понятию «серебряный век». Термином «модерн» затруднительно обозначить определенный стиль, поскольку в период 1880 —1910-х гг. интенсивно развивались различные художественные течения и школы.
В целом искусство этого периода характеризуется антиэклектическими устремлениями и поисками «большого стиля», объединяющего разные виды искусства. В России к этому следует добавить традицию предметности, материальности художественных форм. Эти формы не становились эфемерными, деструктивными и атектоничными, как это происходило в искусстве французского Ар Нуво или германского югендштиля.
Ярким примером этой особенности является творчество выдающегося художника Михаила Александровича Врубеля. Культ хрупкой красоты, загадочности и болезненной нежности, характеризующий эстетический идеал периода Модерна, не был чужд и Врубелю (символично связан с его действительной душевной болезнью).
Однако даже в самых фантастических сюжетах, присущих западноевропейской традиции, например в серии эскизов к панно «Фауст», художественно-образный строй и даже условная врубелевская манера много глубже и традиционнее, чем у европейских символистов. Как художник периода Модерна Врубель эрудированнее и шире, его талант выходит за границы определенной эпохи, метода и стиля; в нем «было и нечто рафаэлевское, и нечто византийское, и нечто от Александра Иванова» (Н. Дмитриева). Предметность и осязательная ценность формы были восприняты Врубелем (поляком по национальности) от традиции русского академического искусства, в частности от его учителя П. П. Чистякова.
Именно это сближает творчество «символиста» Врубеля и совершенно иные по содержанию и настроению произведения другого «чистяковца» В. М. Васнецова. Искусство для Врубеля, по его собственному определению, — «Музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада». Качество «всемирной отзывчивости» в сочетании с обстоятельностью мышления присуще российской традиции. Однако даже творчество столь «цельного человека», как Врубель, развивалось в период Модерна на грани разлада между мечтой и действительностью (разлада, оказавшегося столь катастрофичным для будущего России).
В картине «Демон сидящий» (1890) в окружении фантастичных «каменных цветков» Врубель изобразил унылую, натуралистично написанную фигуру, похожую на академического натурщика, призванную олицетворять демона — «духа отрицанья, духа сомненья» (А. С. Пушкин, 1827). В поздних произведениях живопись художника стала «демоничнее». Врубель искусно стилизовал русские народные мотивы.
Картина Врубеля Пан.
|
Картина Врубеля К ночи.
|
Картина Врубеля Гадалка.
|