Римский-Корсаков Н. А.
(6 марта 1844 г, Тихвин – 8 июня 1908 г, усадьба Любенск, губерния Санкт-Петербурга)
Николай Андреевич Римский-Корсаков (6 марта 1844 г, Тихвин – 8 июня 1908 г, усадьба Любенск, губерния Санкт-Петербурга) – русский композитор, дирижёр, педагог, музыкальный критик, общественный деятель. Сочинил 15 опер, 3 симфонии, инструментальные концерты, симфонические произведения, кантаты. Писал также вокальную, камерно-инструментальную и духовную музыку.
Отец композитора был вице и гражданским губернатором сначала Новгорода, затем Волыни. Мать – дочь крепостной и богатого помещика Скарятина, была достаточно образованным человеком. Сильное влияние на Римского-Корсакова оказал его старший брат – контр-адмирал Воин Андреевич, который реорганизовал систему военно-морского образования.
Дом Римских-Корсаковых находился в живописном месте – на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.
Игре на фортепиано Николай обучался дома, затем в пансионе. Увлечение музыкой возникло ещё в детстве. Римский-Корсаков был увлечён произведениями Бетховена, Россини, Мендельсона, Мейербера. Всю жизнь он оставался страстным поклонником музыки Михаила Глинки.
В 1856 году отец отвозит Николая в Морской кадетский корпус, который тот оканчивает с отличием. В 1861 г. семья будущего композитора переезжает в Петербург и в 1861 году Римский-Корсаков становится членом кружка «Могучая кучка», который оказывает решающее воздействие на формирование эстетических взглядов композитора.
Под руководством Балакирева (главы кружка) было начато первое крупное произведение Римского-Корсакова – Первая симфония ор. 1.
В 1862-1865 годах Римский-Корсаков назначается на морскую службу, благодаря чему посещает Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от путешествий воплотились через время в морских пейзажах, которые он отобразил в своих сочинениях средствами оркестровых красок.
В это время появляется вторая часть Первой симфонии, после которой композитор надолго забрасывает сочинительство.
Вернувшись из плавания Римский-Корсаков знакомится с Петром Чайковским и другими музыкальными талантами.
Он вновь начинает работать над Первой симфонией – сочиняет недостающие для скерцо трио, переоркестровывает произведение.
Музыкальный язык Первой симфонии композитор успешно развивает в таких сочинениях, как «Увертюра на три русские темы» и «Сербская фантазия». Обратившись к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита. Этот колорит отразится в большей части его произведений.
Самое раннее из программных произведений композитора – музыкальная картина «Садко». В ней он продолжает традиции европейского программного симфонизма – Ференца Листа и Гектора Берлиоза.
В этом сочинении композитор впервые затрагивает мир сказки. В дальнейшем Римского-Корсакова будут называть «Сказочником». В музыке «Садко» он оркестровыми красками попытался изобразить море.
Позже Римский-Корсаков изображал море в сюите «Шахерезада», кантате «Из Гомера», опере «Сказка о царе Салтане». Открытием композитора в музыке стал симметричный ряд. Это была так называемая «Гамма Римского-Корсакова», которой он описывал фантастический мир.
В симфонической сюите «Антар», которая была написана по сюжету восточной сказки Осипа Сенковского, также присутствует сказочное начало.
С 1870-х годов границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширяются. Он становится профессором Санкт-Петербургской консерватории, инспектором духовых оркестров Морского ведомства, директором Бесплатной музыкальной школы, дирижёром симфонических концертов и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллы, возглавлял Беляевский кружок. В это же время композитор совершенствует свою композиторскую технику, в итоге чего появляется Симфония № 3 C-dur.
К сочинениям Римского-Корсакова также относится симфоническая сюита «Шахерезада», опера «Псковитянка», «Царская невеста» и другие произведения.
С 1872 года создаёт семью с пианисткой, композитором и музыковедом Надеждой Николаевной Пургольд. Композитор общался со многими культурными деятелями своего времени, в том числе и с А. М. Врубелем.
В память о Римском-Корсакове открыто множество музеев и памятников.
Эскиз для костюма в опере Н. Римского-Корсакова Снегурочка. М.А. Врубель, 1890-е г.
|
Н.И.Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н.А.Римского-Корсакова "Садко". 1898 г.
|
Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова. И.Е. Репин, 1893 г.
|