Ротко Марк
(по-английски Mark Rothko, имя при рождении Маркус Яковлевич Роткович; 25 сентября 1903 г., Двинск — 25 февраля 1970 г., Нью-Йорк)
Американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля. В основном Ротко создавал картины больших форматов с прямоугольными цветовыми полями, которые кажутся парящими в пространстве. Маркус Роткович родился в семье аптекаря-еврея в городе Двинске (Латвия). В 1910 г. его отец уехал в Портлэнд (штат Орегон, США), а через три года за ним последовала его семья. После смерти отца в 1914 г. Маркус стал торговать газетами и брался за любую работу, чтобы оплатить свое обучение.
В 1921 г. Роткович добился стипендии в Йельском университете (художественный факультет). Однако уже через шесть месяцев он вынужден был уйти оттуда из-за антисемитских настроений в стенах этого элитного учебного заведения, работать рассыльным и официантом. В 1924 г. поступил в Художественную студенческую лигу в Нью-Йорке, где учился с перерывами до 1929 года. Его педагогом был южноамериканский живописец Макс Вебер, глава модернистского движения в Нью-Йорке. В 1929 г. Роткович получил место учителя искусств в Бруклине.
В начале 1930-х г. он женился на Эдит Захер (развод в начале 1940-х г., второй брак в 1945 г. с Мэри Элис Байстле). Примерно в то же время он познакомился с представителями позднего абстрактного экспрессионизма — Аршиле Горки, Виллемом Де Коонингом, а также с Джексоном Поллоком. В 1933 году состоялась первая сольная выставка в Музее Искусства Портленда, США. Там были представлены его рисунки и акварели, а также работы студентов Ротко из Центральной Академии Нью-Йорка. Семья художника не поняла его решения посвятить себя искусству. Из-за Великой Депрессии Ротковичи многое потеряли; родных Марка удивляло его безразличие и нежелание заняться более «перспективной» и «выгодной» работой, чтобы помочь матери. Два года спустя Роткович и еще несколько Нью-йоркских художников основали "Группу десяти", представлявшую собой объединение экспрессионистов. В 1938 г. Роткович получил американское гражданство и сменил свое имя на Марк Ротко.
Работы Ротко 1940-х г. созданы под влиянием сюрреализма: он писал виды сказочных городов, населенные биоморфными образованиями подводные миры и давал этим работам таинственные названия. Со временем его работы стали абстрактными — они изображали формы на расплывчатом, неустоявшемся фоне. В 1946—1947 г. Ротко пришел к тому неизменному оформлению картин, которое сделало его знаменитым: в продолжение нескольких месяцев он редуцировал ранее применяемые им формы до горизонтальных прямоугольников, раскрашенных в яркие насыщенные цвета и очерченных мягкими, расплывающимися границами.
С начала 1950-х г. структура картин Ротко не претерпела изменений. Типичные названия его работ - "Черное, фиолетовое и желтое на оранжевом" (1951—1952 г.) или "Землисто-красное и зеленое" (1955 г.), Ротко отрицал какую бы то ни было связь своих картин с реальностью; он хотел "оживить" пространство непосредственно через цвет. Такое ощущение пространства зародилось у него еще в детстве, когда он увидел орегонский ландшафт в пелене белого тумана.
Растущее признание Ротко как художника сопровождалось запоями и нервными срывами. Ротко не был согласен с тем, что его относили к художникам-абстракционистам, пишущим под влиянием "живописи цветового поля". Его единственным интересом было, по собственному признанию, "выражение древнейших человеческих понятий и эмоций - трагедии, экстаза, смерти". Посредством этого он хотел передать этапы религиозного развития человека. Чтобы подчеркнуть метафизичность своих работ, Ротко применял приглушенный свет на выставках, где демонстрировались картины — цветовые блоки за счет этого казались повисшими в бесконечном пространстве. Это впечатление усиливалось отсутствием рамок у картин; цветовое поле шло до самой границы полотна таким образом, что оптически картина казалась растворенной в плоскости стены.
С конца 1950-х годов Ротко занимался в основном созданием монументальных композиций для украшения зданий. В 1958 г. он получил заказ на создание декоративных панно для небоскреба Сигрем-билдинг. Однако выполненные художником композиции так и не были установлены на предназначенных для них местах. Девять из них были выставлены впоследствии в галерее Тэйт в Лондоне. В 1961 г. Ротко получил аналогичный заказ на украшение Холиоук-центра Гарвардского университета. Самая значительная работа Ротко — цикл из 14 картин для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне (штат Техас).
В 1960-х г. картины Ротко становятся больших форматов, а жизнерадостные красные, оранжевые и желтые тона сменяются коричневыми, фиолетовыми и черными красками. В 1964 году он переехал в последнюю из своих студий, в которую полностью перекрыл доступ дневного света. Его работы становились все более гнетущими и мрачными. Отказавшись от эффекта полупрозрачности, которого он добивался с помощью масла, Ротко начал использовать акриловые краски. Хотя музеи по-прежнему "ходили за ним по пятам", набиравший в то время силу поп-арт поверг художника в состояние паники. В беспорядочных нападках на это направление Ротко заклеймил его представителей как шарлатанов. Депрессивное состояние приняло постепенно угрожающие масштабы, в конце 1969 г. он ушел от жены. Ротко уединился в своей мастерской, где создал серию картин в черно-серых тонах. Ротко покончил жизнь самоубийством, перерезав себе вены в своей студии в Нью-Йорке 25 февраля 1970 года.
Белый центр. М. Ротко. 1950 г.
|
Без названия. М. Ротко. 1938-1939 г.
|
Красный на малиновом. М. Ротко. 1959 г.
|