Репродукция
Репродукция (лат. reproductio — «воспроизведение», от re— «снова, повторно» и producere — «выводить, представлять, выставлять») — абсолютно точное, аутентичное воспроизведение оригинала.
В отличие от копирования способ репродуцирования предполагает воспроизведение подлинника в иной технике и материале. Потребности в распространении знаменитых произведений искусства, существующих в единственном экземпляре, — картин, рисунков, рельефов, статуй — уже в начале XVI в. вызвали необходимость репродукции, в частности техники репродукционной цветной гравюры на дереве.
В репродукционных целях использовали штриховую (тоновую) гравюру на дереве, резцовую гравюру на металле, офорт, меццо-тинто, пунктир, карандашную манеру. Интенсивное развитие техники репродукционной гравюры оказывало отрицательное воздействие на становление гравюры как самостоятельной разновидности графического искусства.
Так, ксилография (гравюра на дереве) обрела собственный художественный язык только к началу XX в. В середине XIX в. в репродукционных целях использовали технику литографии, в том числе цветной. Во второй половине XIX в. утверждаются фотомеханические техники репродуцирования, в частности полиграфии: автотипия, офсет, фототипия.
В XX в. появились новые технологии: шелкография, компьютерная графика, «дигитальная графика». Быстрым и удобным средством репродуцирования является ксерография: черно-белый и цветной ксерокс (от греч. xeros — «сухой» и grapho — «черчу, рисую») — фотопечать с помощью сухого красящего порошка.
Репродукции, предельно точно воспроизводящие оригинал с передачей фактуры красочного слоя, называются факсимильными (от лат. fac simile — «сделай подобное»). Тиражировать копии позволяет ризограф (нем. Riss — «штрих, прорезь»), на котором с оригинала изготавливают прорезную фотоматрицу, а с нее печатают тираж. Иносказательно говорят о «репродуктивном мышлении» как о порождении прагматизма XX в., когда копии, репродукции, эрзацы и муляжи заменяют подлинные предметы и духовные ценности. В этом смысле репро-дуктивность свойственна цивилизации, но не культуре.
Привычка к репродукциям вырабатывает и особое отношение к подлинным произведениям искусства. Безусловно, механическая репродукция никогда не заменит оригинал, но изучение, собирание и систематизация фотографий, репродукций также имеет важное значение. Двойственный смысл имеет и масштаб репродукций.
Уменьшенное и черно-белое изображение красочного оригинала не дает возможности оценить его истинный масштаб и, следовательно, отношение произведения к окружающему пространству и человеку. Однако восприятие репродукции малого размера в альбоме, книге, картотеке позволяет иначе взглянуть на композицию, провести сравнительный анализ: в малом размере конструкция картины или силуэт статуи, здания, рельефа прочитываются лучше.
Иногда оригинальное произведение недоступно для восприятия из-за плохого состояния, малой освещенности, удаленности или окружающей суеты. В этих случаях репродукция даже среднего качества может стать инструментом его изучения.
Случайная репродукция.
|
Босх, Иероним. Случайная репродукция.
|
Репродукция. Нильс Кюнерт.
|