Реликварий
Реликварий - вместилища ценных реликвий католической церкви. В русской церкви принято название рака, или мощевик, мощевник, в котором хранятся нетленные мощи (ст.-слав. мошти, от мочь мощь, сила).
В античности схожие предметы называли: саркофаг, сорос, урна. Ближайший прототип средневекового реликвария — наос (ящик, ковчег как жилище божества), мирелайон (греч. myrelaion) — сосуд, емкость для хранения целебных веществ.
История реликвариев тесно связана с возникновением храмов-памятников над местом погребений первых христианских мучеников. Такие памятники строили в форме ротонд или наподобие античных мавзолеев — центрическими купольными сооружениями, иногда на колоннах.
В крипте мартирия, а затем и любого храма, под алтарем помещали ковчег с мощами святого, которому посвящен храм. Крипта под алтарем с реликвиями патрона (небесного покровителя) храма называется «конфессио» (лат. confessio — «исповедание, признание»). Многие мартирии воспроизводили композицию кувуклии храма Гроба Господня в Иерусалиме. Миниатюрные модели храма называли иерусалимами и рассматривали их как символы небесного — Нового Иерусалима.
Архитектонический сосуд для выноса ритуального хлеба — артуса — в таинстве Евхаристии называют артофорием. В Откровении Иоанна Богослова Новый Иерусалим описан как город из драгоценных камней и золота (Откр. 21:1 —27). Поэтому архитектонические реликварии делали из позолоченного серебра, украшая их эмалями и драгоценными камнями.
Для частиц «Честного Древа» — подлинною креста Господня — изготавливали специальные реликварии — ставротеки. Частицы иерусалимской святой земли, кости святых мучеников хранили в евлогиях (лат., из греч. eulogiae — «подношение, дар, благословение»). Их прототипами считают античные ампулы. На шее носили энколпионы в виде креста из двух створок, соединенных шарнирами (внутри хранили реликвии). Помимо первичных, подлинных святых реликвий существовали «вторичные» — вода, масло, кусочки ткани, освященные прикосновением к святым мощам. Их также хранили в реликвариях разнообразной формы.
Для спасении от чумы — бича Средневековья — носили липсанотеки (др.-русск. липса - «зараза, чума»; греч. lype — «печаль, скорбь» и theke — «хранилище»). В средневековой Франции были распространены необычные реликварии — тарели с умбиликом, небольшим выступом в центре (лат. umbilicus — «пуповина»).
Согласно канону о Вознесении Христа после Распятия и чудесного Воскресения, Его «прославленное тело» достигло небес, но три материальные частицы остались на земле: капли молока Богоматери, пуповина от рождения («умбилик») и крайняя плоть от обрезания Младенца. В парижском музее Клюни хранится реликварий в виде скульптуры, изображающей Мадонну на троне с Младенцем Христом, стоящим на Ее правом колене. Пуповину Христа прикрывает тарель, в которую вмонтирована хрустальная капсула (позднейшая вставка) с частицей «умбилика» Христа. Уникальным произведением искусства является реликварий в виде фигуры Св. Веры (почти в метр высотой), хранящийся во Франции, в аббатстве Конк.
На Руси использовали кресты-мощевики, на престоле — архитектонические дарохранительницы и дароносицы. Дарохранительницы используют для выноса Святых Даров (хлеба и вина) в таинстве Евхаристии; для причащения больных применяют дароносицы (ковчежец, в котором находятся хлеб, малый потир, сосуд для вина, плат и лжица). Запрестольным реликварием является табернакль. Реликварии из меди с выемчатой и перегородчатой эмалью традиционно изготавливали в мастерских французского города Лиможа. Другие изделия характерны для златокузнецов Кёльна и долины Рейна.
Реликварий для ношения на груди.
|
Фигура реликварий св.Этьен.
|
Реликварий, в котором хранится Терновый венец Спасителя
|