Распятие
Распятие (лат. Crucillxio, ст.-русск. пропатие, от пропинати – «пригвождать к дереву, кресту») – центральная тема христианского искусства, кульминационный сюжет Страстного цикла. Следует за эпизодами: «Бичевание, или Поругание, Христа» (в средневековом искусстве эти сюжеты иногда соединяли в одной композиции), «Несение креста». Сцена казни — распятие Христа на кресте на «месте лобном» вместе с двумя разбойниками — описана во всех четырех Евангелиях (Мф. 27:33—56; Мк. 15:22-41; Лк. 23:33-49; Ин. 19:17-37).
Древние римляне заимствовали распятие на кресте как вид казни, которая обрекала осужденных на медленную, мучительную смерть, у древних пунов (финикийцев) около 217 г. до н. э. Распятие применяли только в отношении беглых рабов и не граждан Рима (исключение составляли римляне, перешедшие во время войны на сторону врага). Для устрашения римляне казнили распятием преступников в покоренных провинциях.
Поэтому в раннехристианском искусстве сцену Распятия не изображали. Ее замещали символическими композициями: пеликан, кормящий своим телом птенцов, «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», «Даниил во рву львином». Крест распятия вызывал чувство отвращения, негодования, и его не связывали с древнейшим символом — солярным знаком. В эзотерическом христианстве прохождение через смерть на кресте (символическое распятие) означало восхождение к новой, духовной жизни.
Крест считался священным изображением у древнеамериканских народов — его принес небесный змей Кецалькоатль, которого тоже изображали распятым на косом кресте. Когда испанский конкистадор Фернандо Кортес в 1519 г. высадился на побережье Мексики, местные жители, увидев в его руках крест, уверовали, что на землю вернулся их бог — Кецалькоатль.
Позднее в латиноамериканском искусстве традиционные американские кресты соединились с христианской эмблемой. Римский император Константин I Великий Миланским эдиктом 313 г. провозгласил свободное вероисповедание христианства, а после 314 г. отменил позорную казнь на кресте.
В самых ранних композициях изображали простой крест как солярный символ с монограммой Христа. По обе стороны креста — два оленя, пальмы или павлины в ветвях «Мирового дерева». На мраморной плите из церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (нач. VI в.) изображена чаша, из которой вырастают две виноградные лозы, на них — два павлина, над чашей показан «крест Константина». На обратной стороне плиты представлена сцена: среди растительных завитков изображение «Даниила во рву львином».
На рельефе боковой стенки саркофага в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (нач. VI в.) между двумя колонками изображен Агнец на фоне креста. На перекладине креста — две голубки; в основании — условное изображение горы Голгофы, из которой вытекают четыре райские реки.
В древнерусском искусстве редко встречается изображение «страждущего Христа». Распятия, как правило, носят характер «тихого торжества». Образ Распятия в этом случае трактуют согласно пророчеству Исайи: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли» (Ис. 45:22). Христос с распростертыми руками символизирует «Воскресшего Крестоносителя», призывающего в Свои объятия «все концы земли», а крест представляется новозаветным жертвенником. Поэтому на крещатом нимбе вокруг головы Спасителя писали греческие буквы: «OWN» («Сущий») либо церк.-слав. «0WH». Наклон нижней перекладины креста («мерила праведного») указывает дорогу: либо в Рай, либо в Ад. Икона «Распятие» входит в праздничный чин древнерусского иконостаса.
Распятие Христа. Кранах-старший Лукас.
|
Распятие Христа. Кампен Робер.
|
Семь скорбей Марии. Распятие Христа.
|