Рационализм
Рационализм, рационалистическое течение (франц. rationalisme, от лат. rationalis — «умозрительный, теоретический, разумный»; ratio — «счет, расчет»).
Рационализм — способ мышления, в котором доминируют логическое начало и умозрительные конструкции. Так называемый объективный рационализм, предполагающий логический порядок вещей в самой действительности, космос (греч. kosmos — «порядок, благо») как изначально разумную организацию мира, зародился в античности и является исторической основой европейской культуры.
Древние эллины считали, что красота, или «прелесть» (charts), и слава (kleos) внедрены в душу человека с небес и таким образом возникает «логос», разум. Г. Ф. Гегель писал о том, что особенность античного мышления заключается в том, что оно «преобразовывает чувственное в осмысленное».
В Средневековье преобладала иная тенденция — субъективного рационализма, в котором сохранились античная идея творящего логоса и возможность логического объяснения материальной, осуществленной действительности, но отрицались пути рационального объяснения духовной реальности. Основы новой, христианской эстетики разрабатывались в течение столетий в трудах Отцов Церкви, в различных философских течениях и школах.
Классический европейский рационализм, основанный на вере в безграничные возможности логического мышления, сформировался во Франции в эпоху Просвещения, во второй половине XVIII в. Однако традиция культуры основывается на разнообразном сочетании рациональных и интуитивных, мистических способов мышления.
Античные мифы о Дедале, хитроумном Одиссее помогают правильно понять историческое содержание терминов: искус, искусный, изобразительное искусство, художественное творчество, ремесло, художественные ремесла. Ум в представлении древних означал не интеллект, а практическую сметку, опыт, эмпирию. Умный — не обязательно мудрый, а чаще просто умелый, опытный мастер, умеющий технически упростить многие операции, найти наиболее простое, экономное решение. Отсюда античное понятие хитроумный в значении «искусно сделанный». Эта сторона классической традиции породила романтическое мышление и Романтизм как художественное направление, сформировавшееся в результате естественной реакции на крайности идеологии рационалистов-просветителей.
История постренессансного классического искусства XVII—XIX вв. в значительной степени определялась взаимодействием двух параллельно развивавшихся художественных направлений: Классицизма и Романтизма. Рационализм с его нормативностью, завершенностью эстетической теории в значительно большей степени определяет классицистическое художественное мышление. В романтическом творчестве преобладает эмоциональное, субъективное начало. В западноевропейском Неоклассицизме второй половины XVIII в. Классицизм и Романтизм соединились почти в равных отношениях. Обе стороны художественного мышления пытался примирить «олимпиец» Й. В. Гёте.
«Каждое искусство, — писал Гёте, — требует целого человека... Все, что мыслится или создается, принадлежит Вселенной... Ученику сперва нужно знать, что ему следует искать, чем может художник воспользоваться в природе, как он должен использовать это в целях искусства. Если же у него нет этих предварительных знаний, то ему не поможет никакой опыт... Но затем... он должен прислушаться к своему сердцу».
Пир Клеопатры. Джованни Батиста Тьеполо.
|
Венера и три Грации, обманывающие Марса. Жак Луи Давид.
|
Триумф Флоры. 1631 год Никола Пуссен.
|