Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта

Иван Андреевич Крылов

Аудио-басни

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Русское искусство и античность

Библейские эскизы А. А. ИвановаРусское искусство — воплощение эллинистического наследия; сначала через посредство Византии, затем через формы западноевропейской архитектуры, скульптуры, живописи оно осмысляло свою преемственность от Древней Греции.

Таким были древнерусское искусство, «русское барокко», прусский классицизм. Таковы «Библейские эскизы» и «Явление Мессии» А. А. Иванова, таков «петербургский стиль»... М. А. Врубель заметил в одном из писем об «интимной национальной нотке», которую он хотел «поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада». В связи с этим становится понятной еще одна особенность российской культуры: женственность, пластичность и чувственность, которые приводят к эклектизму, а иногда и к подражательности, катастрофическим надломам.

В книге Б. Гройса «Утопия и обмен» Россия представлена в качестве «области проявления подсознательного и деструктивного аспектов западной цивилизации». Причем Запад провоцирует Восток на противостояние. Русские религиозные философы и историки — Н. А. Бердяев, Г. В. Флоровский — писали о «встревоженной стихийности» русской души. История русского искусства — вся в перебоях, приступах, разрывах и отречениях. В ней отсутствуют цельность и ясность. Это происходит «от слабости, женственности, от чрезмерной впечатлительности...

Библейские эскизы А. А. ИвановаВ русской душе есть предательская склонность к превращениям и перевоплощениям... То, что Достоевский назвал „отзывчивостью", является роковым даром... он затрудняет творческое собирание души. В странствиях по чужим временам и странам всегда сохраняется опасность не найти себя. Отсюда привычка жить на развалинах и в кочевых шатрах, о которой с неподражаемым сарказмом писал П. Я. Чаадаев: „Русская душа плохо помнит собственное родство" и поэтому склонна к нигилизму, язычеству, авангардизму. В этой безответственности — трагизм русского искусства».

В 1912 г. русский живописец К. С. Петров-Водкин написал провидческую картину «Купание красного коня». Ее образность заключается не в смешении отдельных цитат из прошлого, а в целостной реминисценции тем древ-нерусской иконописи и фрески, ритмов классических древнегреческих рельефов, сияния византийских мозаик.

Парадоксально, но вполне в русском духе эта идея обрисована авангардистом Б. Лившицем: «Навстречу Западу, подпираемые Востоком, в безудержном катаклизме надвигаются залитые ослепительным светом праистории атавистические пласты, дилювиальные ритмы, а впереди, размахивая копьем, мчится в облаке радужной пыли дикий всадник, скифский воин, обернувшись лицом назад и только полглаза скосив на Запад — полутораглазый стрелец». Может быть, это не кентавр, а Святой Георгий Победоносец или все же сармат!?


Петров-Водкин, Купание красного коня
Петров-Водкин
Купание красного коня.

Библейские эскизы А. А. Иванова
Библейские эскизы
А. А. Иванова.

Библейские эскизы А. А. Иванова
Библейские эскизы
А. А. Иванова.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я