Родосская скульптура
Родосская скульптура – искусство скульптуре, развивавшееся на о. Родос в X – VIII в. до н. э.
В эллинистичсскую эпоху родосская школа скульптуры получила широкую известность. Наиболее знаменитое произведение — скульптурная группа, изображающая Лаокоона с сыновьями. Она создана около 180 г. до н.э. родосскими скульпторами Агесандром, Полидором и Афинодором. В 42 г. до н.э. ее вывезли в Рим. В 1506 г., в эпоху Итальянского Возрождении, обнаружили в руинах «Золотого дома» Нерона. Эту группу реставрировал Микеланжело, а затем ее установили в Ватикане, в Октагональном дворе.
Скульптура приводила в восторг художников XVII—XIX вв. и теоретиков Неоклассицизма, однако в отличие от произведений древнегреческой классики V B. ДО Н.Э. группа характерна дробностью силуэта и слабостью пластических связей. Те же качества присущи другой группе, еще более дробной, неопределенной в масштабном и пластическом отношении, известной под названием «Фарнезский бык».
В 1955 г. при раскопках в городке Сперлонга, находящемся между Римом и Неаполем, НА берегу Тирренского моря, в «гроте Тиберия» обнаружили остатки колоссальных скульптурных групп «Ослепление Полифема Одиссеем» и «Корабль Одиссея».
Первую группу удалось реконструировать. Вторая, судя по описаниям, представляла собой сделанный из мрамора в натуральную величину корабль с мореплавателями, который отражался в специально вырытом водоеме и как бы проплывал между чудовищными Скиллой и Харибдой. На фрагментах скульптур сохранились сигнатуры (подписи) Агесандра, Полидора и Афинодора. Гигантомания, натурализм, потеря чувства меры и стремление к изображению в скульптуре несоответствующих ее специфике сюжетов, страстей, трагических сцен — качества, типичные для эллинистического искусства IV—II вв. до н. э. К школе Родоса причисляют шедевр эллинистической скульптуры — статую Ники Самофракийской (190 г. до н. э,; ныне хранится в парижском Лувре).
Средневековая история Родоса связана с деятельностью ордена Иоаннитов, рыцари которого, теснимые турками, в 1310 г. обосновались на острове. Они привнесли в этот край западноевропейскую культуру. Рыцари строили крепость и собор, соединяя элементы готического стиля с восточными новациями. С 1480 г. в архитектуру Родоса проникали идеи Итальянского Возрождения. В северной части города Родос сложился район Коллакиум (лат. Collacium — «Сборный, устроенный в складчину») — комплекс рыцарских построек. На главной площади появился Дворец Магистратов (XIV в.), представляющий собой типичный рыцарский замок с зубчатыми башнями и внутренним двором.
Фарнезский бык.
|
Статуя Ники Самофракийской.
|
Лаокоон с сыновьями.
|