Репродукционная гравюра
Гравюра, воспроизводящая живопись (с различной степенью полноты и точности) с целью ее популяризации и истолкования. Возникновение репродукционной гравюры связано с именем Маркантонио Раймонди, который, работая в Италии до конца первой трети XVI столетия, создал посредством резца несколько сотен воспроизведений с работ Дюрера, Рафаэля, Джулио Романо и других (резцовые гравюры и цветные гравюры на дереве кьяроскуро).
В 17 в. сложились школы классической резцовой репродукционной гравюры (во Фландрии Питер Саутман, Лукас Ворстерман, Паулус Понтиус, во Франции Клод Меллан, Робер Нантёй), отличавшейся пластической ясностью композиции и виртуозной чистотой и строгостью штриха.
В 18 в. для репродукционных целей мастерски используются наряду с резцовой гравюрой тоновые техники меццо-тинто (в Англии Джон Рафаэль Смит, Валентайн Грин, Ричард Ирлом), пунктир (в Англии Франческо Бартолоцци), акватинта (во Франции Луи Филибер Дебюкур). В России во 2-й половине 18 — начале 19 в. выдвинулись мастера репродукционной гравюры резцом и офортом — портретной (Е.П. Чемесов, Н.И. Уткин), пейзажной и книжной (С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский, К.В. и И.В. Ческие).
В 19 в. получила распространение торцовая ксилография, воспроизводившая живопись и — особенно часто — книжный и журнальный рисунок (в России Е.Е. Вернадский, Л.А. Серяков, В.В. Мата). Наследниками классической традиции резцовой репродукционной гравюры в России 19 в. были Ф.И. Иордан, И.П. Пожалостин. Техника репродукционной гравюры использовалась при производстве почтовых марок.
Сусанна и старцы. Л. Ворстерман. Гравюра по оригиналу Рубенса. Ок. 1620 г.
|
Плат Святой Вероники. К. Меллан. 1649 г.
|
Вера и Надежда. В. Грин. По картине Б. Уэста. 1778 г.
|