Русалка
Русалка (др.-русск. русалиа, через ср.-греч. rousalia, от лат. rosalia — «праздник роз»; русское образ., под влиянием слова «русло») — в мифологии славян — женское водяное существо, чаще вредоносное, в которое превращаются умершие девушки, утопленницы, некрещеные дети.
Русалок представляли в виде соблазнительных обнаженных девушек с рыбьим хвостом вместо ног, с длинными распущенными зелеными волосами, которые они расчесывают золотым гребнем. Легенды о русалках связаны с культом водной стихии и растительности, а также с обычаями умиротворения злых духов ради обильного урожая. Возникновение русалий — языческих праздников весны (за неделю перед Троицей) — связано с античными поминальными обрядами (распространенными, в частности, на Балканах), которые носили название розалий (праздников роз).
Древние римляне праздники розалий (rosalia) проводили между 11 мая и 15 июля. Это был праздник весны и цветов, во время которого чествовали птиц как воплощение «небесной богини умерших». Отсюда изображение крылатых женских существ, также именуемых русалками. На Руси похожие персонажи именовали берегинями.
Отсутствие ног у русалки имеет символический смысл или эротический подтекст, создает невозможную эротическую ситуацию — стремление «любить невозможное» (лат. Desinit in piscem mulier formosa superne — «Прекрасная сверху женщина оканчивается рыбьим хвостом»). Именно такой мотив обыгрывается в большинстве сказок о русалках, и в частности в сказке датского писателя X. К. Андерсена «Русалочка».
Под влиянием христианства с русалками стали отождествлять неприкаянные души «вредоносных покойников», умерших некрещеными или неестественной смертью. В русской народной резьбе и росписи по дереву русалок изображали не только в водной стихии, но также сидящими на деревьях, среди листвы, цветов. Поэтому облик русалки сближался с образами сказочных птиц. Русалок превращали в «фараонок».
Странное на первый взгляд положение русалки в ветвях дерева имеет давнюю традицию. Оно восходит к магическим изображениям «Мирового дерева» («Древа жизни»), у подножия которого обитают существа подземного мира, а в кроне — водной и воздушной стихий. Особую популярность образ русалки приобрел в салонной живописи конца XIX— начала XX в. Здесь он имеет явную эротическую окраску. Древние языческие черты отброшены, и облик русалки почти неотличим от античных нереид, средневековых ламий, ундин и фей:
Под золотом волос зеленым
Они омыты синевой,
Их так легко вздымать Тритонам,
Подняв до бедер над водой...
Кто ж возмутится плавниками,
Крестцом, покрытым чешуей,
Увидев грудь, как гладкий камень,
Целованный морской струей?..
Т. Готье (1853; перевод Ю. Даниэля)
Статуя Русалки.
|
Андерсеновская Русалочка.
|
Джон Уильям Уотерхауз.Русалка.
|