Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта

Иван Андреевич Крылов

Аудио-басни

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Рельеф

Керамический рельеф из дворца в Сузах Рельеф - (франц. relief, итал. Rilievo — «приподнимать, освобождать) - выпуклое изображение на плоскости. В искусстве рельефа представление объёма и пространства достигается в меньшей мере зрительными (оптическими качествами, а в большей— двигательно-осязательными свойствами художественной формы.

Древние греки использовали слово «изображение» синонимично понятию слепок. В «легенде Бутада», повествующей о происхождении рисунка и живописи, не случайно рассказывается об изображении, сделанном углубленной линией, которая затем была заполнена цветной глиной.

Греческая легенда указывает и на связь эллинской архаики с рельеф­ными изображениями, распространен­ными в искусстве Древнего Египта, Пер­сии, Месопотамии, — так называемый койлонаглиф (от греч. koilon — «впади­на, углубление» и glypho — «вырезаю»), или врезанный в плоскость, углубленный рельеф. Такое изображение, в отличие от контррельефа (обратного, зеркального «типоса», или инталии; итал. intaglio — «врезание»), представляет со­бой выпуклый рельеф, но как бы «вдви­нутый» в плоскость основы — каменной плиты или деревянной доски.

Мастер начинал работу с контурного рисунка, за­тем врезал, углублял контур и, последо­вательно снимая материал слой за слоем, добивался тончайшей игры поверхности. Согласно одной из версий, подобный тип рельефного изображения появил­ся от желания мастера обезопасить свое произведение от повреждений: сколов и затертости поверхности, тем более что рельефы были полихромными, их покры­вали тонким слоем краски (окраска древ­них памятников не сохранилась).

Дру­гая, более обоснованная версия говорит о том, что в архаическом искусстве мастер не овладевал свободным пространствен­ным мышлением во всех трех измерениях, а лишь фиксировал на плоскости отде­льные зрительные проекции. Такому мышлению способствовало желание зрительно сохранить массив каменного блока или плоскости плиты, поскольку подобные рельефы связаны с архитек­турной композицией. Позднее для рельефов «египетского типа» появилось французское название (en creux — «во впадине, в полости»).

В резьбе по дереву и камню, особенно в орнаментальных мотивах, возникали двуплановые рельефы — одни элементы изображения находятся в передней плоскости, другие — на углубленной поверхности фона. Такие рельефы характерны для искусства мусульманского Египта Х-ХПвв., памятников архитектуры Индии, русской народной резьбы по камню и дереву.

В традиционном искусстве Китая существует техника резьбы по бамбуку, в которой двуплановость рельефа сочетается с эффектом цветового контраста. В Древней Греции рельефами украшали вотивные памятники, надгробные стелы, кенотафы, саркофаги, а также базы статуй — рельефные изображения рассказывали о событиях жизни того, кто изображен в скульптуре.

В античной архитектуре рельефы, как и круглые скульптуры, сосредоточивались в верхней части здания — на метопах, тимпанах фронтонов и на фризе ионического ордера.Рельефная картина Сражение

Шедевром искусства рельефа является так называемый трон Людовизи, храня­щийся в Национальном музее в Риме. Это произведение (вероятно, стенки жертвенника) создано в сложной технике «живописного рельефа», в котором поверхность выступаю­щих и слегка заглубленных в плоскости частей формы создает игру фигуры и фона; в одних местах фон чуть заглубляется, в других выступает, вызывая ощущение глубины изобразительного пространства. В центральной части «трона», представляющей рождение Афродиты, груди богини обращены в разные стороны, что создает двойной эффект: подчеркивается ось симметрии и усиливается связь изображения с плоскостью, что в данном случае особенно важно, поскольку «трон» представляет собой П-образный объем. Кроме этого, профильные изображения согласованы хитроумным приемом непрерывно перетекающих линий нижней части. Пластика столь совершенна, что зритель не замечает утраты верхнем части «трона».


Рельефная картина Прибрежный город.
Рельефная картина.
Прибрежный город.

Рельеф колонны Траяна. II в. Фрагмент.
Рельеф колонны Траяна.
II в. Фрагмент.

А. Росселино. Мадонна с младенцем. Мраморный рельеф. Эрмитаж.
А. Росселино.
Мадонна с младенцем.
Мраморный рельеф.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я