Рельеф
Рельеф - (франц. relief, итал. Rilievo — «приподнимать, освобождать) - выпуклое изображение на плоскости. В искусстве рельефа представление объёма и пространства достигается в меньшей мере зрительными (оптическими качествами, а в большей— двигательно-осязательными свойствами художественной формы.
Древние греки использовали слово «изображение» синонимично понятию слепок. В «легенде Бутада», повествующей о происхождении рисунка и живописи, не случайно рассказывается об изображении, сделанном углубленной линией, которая затем была заполнена цветной глиной.
Греческая легенда указывает и на связь эллинской архаики с рельефными изображениями, распространенными в искусстве Древнего Египта, Персии, Месопотамии, — так называемый койлонаглиф (от греч. koilon — «впадина, углубление» и glypho — «вырезаю»), или врезанный в плоскость, углубленный рельеф. Такое изображение, в отличие от контррельефа (обратного, зеркального «типоса», или инталии; итал. intaglio — «врезание»), представляет собой выпуклый рельеф, но как бы «вдвинутый» в плоскость основы — каменной плиты или деревянной доски.
Мастер начинал работу с контурного рисунка, затем врезал, углублял контур и, последовательно снимая материал слой за слоем, добивался тончайшей игры поверхности. Согласно одной из версий, подобный тип рельефного изображения появился от желания мастера обезопасить свое произведение от повреждений: сколов и затертости поверхности, тем более что рельефы были полихромными, их покрывали тонким слоем краски (окраска древних памятников не сохранилась).
Другая, более обоснованная версия говорит о том, что в архаическом искусстве мастер не овладевал свободным пространственным мышлением во всех трех измерениях, а лишь фиксировал на плоскости отдельные зрительные проекции. Такому мышлению способствовало желание зрительно сохранить массив каменного блока или плоскости плиты, поскольку подобные рельефы связаны с архитектурной композицией. Позднее для рельефов «египетского типа» появилось французское название (en creux — «во впадине, в полости»).
В резьбе по дереву и камню, особенно в орнаментальных мотивах, возникали двуплановые рельефы — одни элементы изображения находятся в передней плоскости, другие — на углубленной поверхности фона. Такие рельефы характерны для искусства мусульманского Египта Х-ХПвв., памятников архитектуры Индии, русской народной резьбы по камню и дереву.
В традиционном искусстве Китая существует техника резьбы по бамбуку, в которой двуплановость рельефа сочетается с эффектом цветового контраста. В Древней Греции рельефами украшали вотивные памятники, надгробные стелы, кенотафы, саркофаги, а также базы статуй — рельефные изображения рассказывали о событиях жизни того, кто изображен в скульптуре.
В античной архитектуре рельефы, как и круглые скульптуры, сосредоточивались в верхней части здания — на метопах, тимпанах фронтонов и на фризе ионического ордера.
Шедевром искусства рельефа является так называемый трон Людовизи, хранящийся в Национальном музее в Риме. Это произведение (вероятно, стенки жертвенника) создано в сложной технике «живописного рельефа», в котором поверхность выступающих и слегка заглубленных в плоскости частей формы создает игру фигуры и фона; в одних местах фон чуть заглубляется, в других выступает, вызывая ощущение глубины изобразительного пространства. В центральной части «трона», представляющей рождение Афродиты, груди богини обращены в разные стороны, что создает двойной эффект: подчеркивается ось симметрии и усиливается связь изображения с плоскостью, что в данном случае особенно важно, поскольку «трон» представляет собой П-образный объем. Кроме этого, профильные изображения согласованы хитроумным приемом непрерывно перетекающих линий нижней части. Пластика столь совершенна, что зритель не замечает утраты верхнем части «трона».
Рельефная картина. Прибрежный город.
|
Рельеф колонны Траяна. II в. Фрагмент.
|
А. Росселино. Мадонна с младенцем. Мраморный рельеф.
|