Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта

Иван Андреевич Крылов

Аудио-басни

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Реймская школа

Розовый ангел на фасаде Реймского собора. Реймская школа — под этим названием имеют в виду, прежде всего, произведения скульптуры, украшающие интерьер и фасады собора в Реймсе. Реймский собор называют царством скульптуры, более тысячи произведений находятся внутри и снаружи. Над созданием этого убранства работали разные мастера, местные и приезжие, в частности из Амьена.

Главные шедевры относятся к середине и концу ХШв. Э. Панофский называет искусство мастеров реймской школы «классицизмом Средневековья», для которого, в частности, характерна тенденция «монументализации античных форм» —изображений на геммах и монетах. В качестве примера Панофский называет «профильные головы, заполняющие распалубки внутренней западной стены Реймского собора».

В готическом стиле в этот период был сделан значительный шаг в направлении автономности, большей свободы скульптурного объема от стены здания, обрамляющих колонн, пилонов, ниш, арок, а также в свободе трактовки складок одежд, прядей волос. Прежде всего по этой причине многие статуи Реймса так разительно напоминают античные. Можно сказать, что «высокая готика» Реймса хронологически представляет собой проторенессанс, а в стилистическом отношении является Классицизмом.

Самый известный пример «антикизирующей» статуи — так называемый мужчина с головой Одиссея, скульптура, находящаяся между северными и центральными вратами, по левую руку от «царицы Савской», а также голова Христа с западного портала. Удивительно одухотворены фигуры «улыбающихся Ангелов» южного и северного порталов западного фасада, статуя Синагоги южного фасада. Реймский собор. Перспективный портал западного фасада.

На правой (южной) стороне центрального портала находятся наиболее известные произведения: группа «Благовещение Марии» (выполнена архаично, ее относят к работе мастеров амьенской школы) и «Встреча Марии и Елисаветы», в которой фигура Елисаветы в паллиуме напоминает римскую матрону, а удивительная пластика Марии и ее хиазм — изгиб фигуры— сближают это произведение с античной Грецией. Знаменитая группа не раз служила поводом для предположений о знакомстве реймского мастера с древнегреческой скульптурой (о его поездке в Грецию либо о присутствии «заезжего грека» в Реймсе).

Однако одухотворенность головы Марии, тончайшие нюансы портретной пластики, телесная жизненность демонстрируют влияние современности, которая органично сливается с духом античности, отчего статуя и вызывает ассоциации с античным идеалом женственности. Это и есть настоящий Классицизм. Школа, достигшая свободы выражения, вполне могла породить скульптора, создавшего эту группу, но не следует выделять одного антикизирующего мастера из среды его товарищей. В таком случае будет не понятна общая эволюция французской средневековой скульптуры.

В апсиде храма находится примечательная статуи «атланта», вероятно XIV в., — сгорбленная фигура, тяжелое, грубое лицо. Статую видел В. Гюго, и, возможно она вдохновила его на создание образа Квазимодо (лат. Quasimodo — «Словно только родился») - героя романа «Собор Парижской Богоматери».


РЕЙМСКИЙ СОБОР
РЕЙМСКИЙ СОБОР.

Фрагмент скульптурной группы Встреча Марии и Елизаветы Реймский собор. Западный фасад, ок. 1225-1299 г.
Фрагмент скульптурной группы
Встреча Марии и Елизаветы.
Реймский собор. Западный фасад.

Реймский собор. Западный фасад, ок. 1225-1299 г.
Реймский собор.
Западный фасад.
ок. 1225-1299 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я