Главная > Книги > Сочинения. Том II > Американцы. Опера комическая в двух действиях > Действие первое
Поиск на сайте   |  Карта сайта

Иван Андреевич Крылов

Аудио-басни

 

 

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

     Ария
Там в блаженстве мы с тобою
Будем счастливой судьбою
Наслаждаться век в любви;
И, взаимной страстью тлея,
Век напастей не имея,
Нежный жар питать и крови.
С сердцем я в твое владенье
Все отдам мое именье,
Будь владычицей моей!
Я почту за пышность славы
Принимать твои уставы,
И мной вечно ты владей.
Не будь так жестокосерда, Цимара! Если ты не захочешь разделить счастья и богатства моего со мною, ты предпишешь мне смерть. Поедем — и вечный брак увенчает взаимную нашу привязанность.
     Фолет
Соретушка! качнем без дальних обиняков в Мадрид. Я не охотник болтать одно и то же. Ты знаешь, что я тебя люблю столько же, как и ваше золото, и что эту любовь надобно побриллиантить, — то есть жениться.
     Сорета
А там что, Фолет?
     Фолет
А там — любовь научит, что там.
     Сорета
А там — ты меня оставишь.
     Фолет
Оставлю! — Я? Сорету! — Гишпанец, ученик Дона Цапата, Педрилла, Фердинанда оставит жену, когда вся его философия, все его богатство состоит в прелестях его милой Сореты! О нет, нет! ты мое сердце, душа, жизнь, а я не что иное, как твое туловище.
     Цимара
Ах, Гусман! говорят, что у вас в обычае оставлять жен.
     Дон Гусман
Ты мучишь меня своим подозрением. — Везде есть дурные люди, порочные души, но сердце Гусмана, твоего друга, любовника — нет, оно не знает подлой измены: оно всегда нежно, чувствительно, постоянно.
     Сорета
И ты также, Фолет? и любовь твоя будет вечно постоянна, тверда?
     Фолет
Ах, Соретушка! и камень от жару трескается, и железо ржавчина съедает.
     Дон Гусман
Если ты меня любишь, тогда не захочешь возвратиться к себе. Брат твой, без сомнения, узнал, что вы здесь. — Подумайте об опасности. Поедем лучше со мною. Счастливое и блистательное состояние тебя ожидает.
     Цимара
Нет, Гусман, я тебя должна оставить.
     Дон Гусман
Оставить? — Ты жизнь у меня отнимаешь.
     Сорета
(Фолету.)
Фолет! он умрет.
     Фолет
А после воскреснет. У него такая глупая привычка, что умирает не до смерти.
     Цимара
Пойдем, сестрица! Скоро начнет рассветать: нам надобно успеть возвратиться.
     Дон Гусман
(удерживая.)
Жестокая Цимара!
     Фолет
Кругленькая Сорета!
     Дон Гусман
Я умру без тебя.
     Фолет
Я лопну, как брандер.
Финал
     Дон Гусман
Ах! не лишай меня собою
Ты навсегда счастливых дней.
     Цимара
Нельзя остаться мне с тобою,
Хотя к печали то моей.
     Фолет
Останься, милая Сорета,
Иль от печали я умру.
     Сорета
Я б здесь осталась для Фолета.
Но как покину я сестру?
Дон Гусман перед Цимарою, а Фолет перед c Соретою на коленях.
Над нашей сжальтесь вы судьбою
И не лишайте нас покою.
     Цимара, Сорета
Что мне начать, не знаю я.
(С Гусманом)/(С Фолетом) силы нет расстаться.
Боюсь у них еще остаться,
Душа смущается моя.
Пойдем — нет сил — на чем решиться?
(Гусман)/(Фолет) драгой! я вся твоя.
     Дон Гусман
Возьми в награду, прервав мне муку,
С нежным сим сердцем мою ты руку.
     Фолет
А ты, Сорета, с душой моей
Мною навек одним владей.
     Все
Друг другом вечно
Страстны сердечно,
Станем в забавах мы жизнь проводить.
В страсти награда,
В жизни отрада,
Будет нам то, чтоб друг друга любить.
За театром слышен шум.
     Дон Гусман
Но что там за смущенье?
     Цимара
Что слышу я за шум?
     Сорета
Какое возмущенье?
     Фолет
Мутится весь мой ум!
     Дон Гусман
(Фолету).
Проведай поскорее.
     Фолет
Куда мне лезть в беду!
     Сорета
Ах! будь, Фолет, смелее!
     Фолет
Я с места не сойду.
     Все
Близко шум сюда подходит,
В трепет он меня приводит,
Скрыться должно нам скорей.
Он у самых уж дверей.
Дон Гусман, затушая свечу, уводит Цимару и Сорету в другие комнаты, Фолет остается в темноте.
     Фолет
Вот пришла беда моя!
Ни людей со мной, ни свету
В сей опасности здесь нету.
Знать, на смерть оставлен я.
Сжалься, рок, ты над Фолетом,
Шум ужасный утиши
И не дай, чтоб в страхе этом
Я лишился здесь души!

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10


Любопытный


«Орел и паук». Гравюра Кулыбина с рис. И. Иванова (по эскизу А. Н. Оленина)