Поймала Кошка Соловья, В бедняжку когти запустила И, ласково его сжимая, говорила: "Соловушка, душа моя! Я слышу, что тебя везде за песни славят И с лучшими певцами рядом ставят. ? Мне говорит лиса-кума, ? Что голос у тебя так звонок и чудесен, ? Что от твоих прелестных песен ?? Все пастухи, пастушки - без ума. Хотела б очень я сама Тебя послушать. Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям; Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать ? Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам ?? И отпущу гулять по рощам и лесам. В любви я к музыке тебе не уступаю. ? И часто, про себя мурлыча, засыпаю". Меж тем мой бедный Соловей Едва-едва дышал в когтях у ней. "Ну, что же? - продолжает Кошка, - Пропой, дружок, хотя немножко". Но наш певец не пел, а только что пищал. ?? "Так этим-то леса ты восхищал! - С насмешкою она спросила. - ? Где ж эта чистота и сила, ? О коих все без умолку твердят? Мне скучен писк такой и от моих котят. ? Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен: ? Все без начала, без конца. Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!" И съела бедного певца - До крошки.
Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою? ? Худые песни Соловью В когтях у Кошки. |
Примечания:
Впервые напечатана в «Соревнователе просвещения и благотворения», 1824 г., ч. II («Труды вольного общества любителей российской словесности», ч. XXV, кн. I, стр. 128—130); написана не позднее 1823 г. Автографы: ПД 26 (I — 9 л., II — 8 л.), ПД 27. В басне «Кошка и Соловей» Крылов имел в виду цензуру. Возможно, что запрещение таких басен, как «Рыбья пляска» (переделанная им по указанию свыше) и «Пестрые овцы» (оставшаяся ненапечатанной), натолкнуло Крылова на создание басни «Кошка и Соловей». В 1823 г. происходило обсуждение нового цензурного устава (окончательно принятого в 1826 г.), и с этой целью учрежден был особый комитет из членов Ученого комитета под руководством М. Л. Магницкого (М. Сухомлинов, Исследования и статьи по русской литературе и просвещению, т. I, СПБ., 1889, стр. 461—488). Ироническое отношение Крылова к цензуре засвидетельствовано и любопытным отзывом его, записанным В. Жуковским: «Крылов говорит о цензуре: запрещено впускать в горницу плешивых. У дверей стоит сторож. Кто чисто плешив, тому нет входа. Но тот, у кого или лысина, или только показывается на голове как будто голое место — что с ним делать? Тут и наблюдателю и гостю худо. А если наблюдатель трус, то он и примет лысину за плешь» (Соч., т. VI, изд. 7-е, СПБ., 1878 г., стр. 22).