Глава 3
К сатирической журнальной деятельности Крылов был подготовлен всем своим предшествовавшим развитием. В юности он много раз сталкивался с фактами социальной несправедливости и научился ее ненавидеть. Хорошо зная бюрократический аппарат монархии, он видел в нем огромное зло для страны и не мог с ним мириться. Здоровое национальное чувство делало его особо восприимчивым к распространенному увлечению иностранным воспитанием, иностранными модами. Бунтарский дух толкал его на открытые сатирические выступления против знати и вельмож. С юношеской страстью двадцатилетний Крылов принялся за издание своего первого журнала «Почта духов» (1789).
Сотрудничать в журналах Крылов начал в 1786 г., когда он поместил в довольно бесцветном издании Ф. Туманского «Лекарство от скуки и забот» несколько своих стихотворений и эпиграмм. В 1788—1789 гг. Крылов принимал участие в журнале И. Г. Рахманинова «Утренние часы», где за полной подписью поместил оду «Утро»; там же появились его первые басни (о них см. главу 7). Сближение с Рахманиновым имело для Крылова большое значение. Завзятый поклонник Вольтера, переводчик его произведений на русский язык, Рахманинов был человеком радикальных и смелых взглядов. Жизненный опыт, незаурядные знания, литературные вкусы (Вольтер, Мерсье) делали его заметной фигурой в литературных кругах. Закончив издание «Утренних часов», Рахманинов помог Крылову в начатом им издании журнала «Почта духов».
Сатирические еженедельники, бурно расцветшие в России в 1769 г., вскоре окончили свое существование; лучшие из них, как, например, «Трутень», были закрыты под давлением правительства, не удалась и попытка Н. И. Новикова продолжить прежнюю линию в «Живописце» (1772—1773). Однако продолжавшиеся переиздания журналов Новикова и Эмина (допечатка «Трутня» в 1769 и 1770 гг., переиздания «Живописца» в 1773, 1775, 1781 и 1793 гг., «Смеси» в 1771 г., «Адской почты» в 1788 г.) показывают, что интерес к затронутым в журналах темам не ослабел, что книги эти попрежнему читались и распространялись. Тем не менее, новых сатирических изданий долгое время не появлялось; разгром печати, учиненный Потемкиным, и новый режим, возглавленный им после победы монархии над восставшим крестьянством в 1773—1774 гг., не позволяли думать о продолжении сатирической журналистики в прежнем ее виде.
Демократическая мысль в 60-х 70-х годах XVIII в. поднималась уже на значительную высоту. Диссертация Дмитрия Аничкова «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» (1769) замечательна своим последовательным атеизмом. Профессор-юрист Семен Десницкий был учеником Адама Смита. Яков Козельский выступал с пропагандой идей сочувствия демократии, республике, осуждал тиранию власти и оправдывал восстание угнетенных. Существовало и развивалось радикально-демократическое мировоззрение, гениальным выражением которого явилась книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).
Однако художественное творчество писателей-разночинцев типа Чулкова, Попова в идейном отношении значительно отставало от публицистики 60—70-х годов. Им не под силу еще было тягаться с дворянской эстетикой и культурой, противопоставляя им свой художественный метод, свою демократическую культуру. Однако они вносят в литературу новые темы, новые точки зрения. Их внимание к жизни, к быту, к фольклору нарушает традиции дворянского искусства. Но художественная практика этих писателей стоит на гораздо более низком принципиальном и даже культурном уровне, чем публицистика Козельского и Десницкого.
В последующие годы происходит накопление элементов демократического мировоззрения в русской литературе. Борьба с феодализмом в странах Западной Европы не могла не находить своего отзвука в России. Крестьянские восстания и война правительства с Пугачевым в 1773—1774 гг. потрясли здание крепостнической монархии. Через год призывом к свободе, к объединению прозвучали известия об американской революции 1774—1775 гг. Наконец, буржуазная революция во Франции, разбившая устои феодализма в Европе, вызвала и в России рост политической мысли.
Идеи века Просвещения, идеи энциклопедистов находят свое распространение в русской литературе. В 70—80-е годы переводятся на русский язык произведения Руссо, Мабли, Вольтера, Мерсье и других авторов, формировавшие мировоззрение читающей молодежи, пробуждавшие в ней новые мысли и чувства. На 1789 г. падает напряженная общественно-политическая деятельность А. Н. Радищева, подчинившего в Петербурге своему влиянию «Общество друзей словесных наук» и его журнал «Беседующий гражданин».
Такова была обстановка, в которой Крылов начал издание своего журнала «Почта духов». Недостоверное предание называет в числе его сотрудников Н. Ф. Эмина и А. И. Клушина, но с ними Крылов сблизился позже. Существует поддерживавшееся видными исследователями (А. Н. Пыпин, Алексей Н. Веселовский, Л. Н. Майков и др.) предположение об участии в «Почте духов» А. Н. Радищева. Новейшее изучение вопроса не подтверждает этой гипотезы,1 несмотря на ряд примечательных совпадений и аналогий между письмами Дальновида в «Почте духов» и произведениями Радищева. Но самые совпадения эти глубоко знаменательны. Они свидетельствуют о большой идейной близости Крылова и Радищева в 90-е годы XVIII в., что является фактом первостепенной историко-литературной важности.
1 П. Е. Щеголев. Из истории журнальной деятельности Радищева (в книге «исторические этюды», СПб., 1913). — В. П. Семенников. Литературно-общественный круг Радищева. — Б. И. Коплан. Философические письма «Почты духов» Сб. «А. Н. Радищев. Материалы и исследования», М. — Л., 1936.
Дерево | | Крестьянин и Змея |