Ренессанс
(по-французски Renaissance, по-итальянски Rinascimento - Возрождение)
Эпоха в культуре ряда европейских стран. Основные отличительные черты культуры Ренессанса: гуманистический взгляд на мир, возрождение культуры античности (отсюда название), светский характер творчества. Культура Ренессанса обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средних веков к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый стиль. Вопрос о хронологических границах Ренессанса (в Италии, где Ренессанс подразделяется на Ранний, Высокий и Поздний, - 14 — 16 веков, в других странах - 15 — 17 веков), его территориальном распространении и национальных особенностях дискутируется и в современной науке.
Переломное значение эпохи особенно ярко проявилось в архитектуре и образовании, искусстве. Для деятелей Ренессанса характерно стремление к реалистическому исследованию человека и окружающей действительности, воспеванию гармонии и красоты окружающего мира, вера в силу разума и творческие возможности человека, обращение к человеческой личности как высшему началу бытия, представление о гармоничной закономерности мироздания.
В архитектуре ведущую роль заняли: новые церковные (центрические) здания, общественные сооружения, дворцы, величественно-ясные, гармоничные по пропорциям и соразмерные человеку (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Д. Браманте и другие в Италии, П. Леско и другие во Франции). Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию.
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
В живописи (Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и другие в Италии, Ян ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, М. Грюневальд, Х. Хольбейн Младший и другие в Германии, Ж. Фуке, Ж. Гужон и другие во Франции) воплощены героические представления о человеке (нередко с трагическим оттенком), освоены методы убедительного воплощения пространства, света, анатомически правильно построенной человеческой фигуры, интерьера, пейзажа. В живописи совершился решительный поворот от иконы к картине, высокого подъёма достигло искусство фрески. Ощущение упорядоченности мира, жизнеутверждающие героические идеалы как бы организуют и направляют радостное увлечение свежей красочностью жизненных наблюдений, подробным повествованием, игрой фантазии.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
В скульптуре (Лоренцо Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано, Андреа дель Верроккьо) получили развитие статуя, рельеф, бюст, конный монумент, алтарная композиция, стенное надгробие и другие виды, как станковые, так и связанные с архитектурой. Реальная пластика фигуры, обнажённой или подчёркнутой одеянием, изображённой в покое или движении, сложные сцены в многоплановых перспективных рельефах, яркая жизненность и характерность портретных бюстов прокладывали новые пути реализму в скульптуре.
Литература Ренессанса создала такие памятники непреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533-1552 г.) Ф. Рабле, драмы У. Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605-1615 г.) М. Сервантеса и другие, органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, героическая поэма Л. Ариосто, философский трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости" (1511 г.), эссе М. Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Ренессанса.
В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивались жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, шансон во Франции, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки. В эпоху Ренессанса профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением.
Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Нового искусства» («Ars nova») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV-XVI в.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и других (XVI в.). Эпоха завершается появлением новых академических музыкальных жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы.
Философия Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии при помощи совершенствующегося естествознания, представлением о единой природе и идеей посюсторонности культуры. Важнейшие представители философии эпохи Ренессанса – Помпонацци, Фичино, Пико делла Мирандола, Макиавелли, Монтень, Людовик Вивес, Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей и Джордано Бруно. В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма и пантеизма, были сделаны выдающиеся открытия в области географии, астрономии (разработка Н. Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (А. Везалий) и других наук.
Витрувианский человек. Леонардо да Винчи.
|
Мадонна с гранатом. Сандро Боттичелли. Около 1490 г.
|
Автопортрет. А. Дюрер. 1498 г.
|