Регионализм, Риджионализм
(от латинского regionalis и английского regional — местный, областной)
1) В общем смысле - различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, проявляющих себя в идеях, настроениях, действиях, намерениях, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств и наций.
Являясь производным от понятия "регион", регионализм может быть связан, во-первых, с различными по своему происхождению и характеру сложившимися этническими общностями в составе многонационального государства либо различными субэтническими группами, сохранившими свою специфику в результате незавершенной этнической консолидации; во-вторых, наличием внутригосударственных территориальных сообществ, специфические черты которых сформировались в результате освоения определенной природно-географической среды и соответствующего ей хозяйственного уклада, специализации региона в рамках национальной системы разделения труда, а также особенностями социальной структуры, местных проявлений единой национальной культуры и т.п. От регионализма отличают понятие регионализации как внешнего процесса регионального строительства, осуществляемого центральными органами власти и управления.
2) В живописи - направление в американской живописи 1930-х — 1940-х г. Представители регионализма, обратившись вслед за Ч. Шилером и Ч. Бёрчфилдом к специфике американской тематике, объединив в своих произведениях черты, присущие американскому примитивизму, в некоторой мере экспрессионизму и особенно немецкой «новой вещественности».
Создавая типичние бытовые и исторические сцены Америки, специфические американские пейзажи, они стремились к подчёркнуто буквальному, подробно повествовательному воспроизведению реальности, придавали формам острую, подчас чрезмерную экспрессию (Т.Х. Бентон, Дж.С. Керри) или холодно-отвлечённую застылость (Г. Вуд). Консервативно националистические тенденции, апология «американского образа жизни» иногда парадоксально сочетались в творчестве этих художников с острой иронией по отношению к обывателю, и даже со штрихами социальной критики. Художники регионализма соединяли в своих работах натуралистическую буквальность с элементами примитивизма и экспрессии, а наигранный оптимизм - с нотами иронии, которые в сочетании с простотой украшали спокойность картин.
3) В архитектуре - термин, нередко применяемый к различным течениям в архитектуре 20 в., для которых характерны обращение к традициям местной (древней или народной) архитектуры и стремление возможно полнее учесть местные природные и климатические условия. Регионализм, представляющий собой в известном отношении дочернюю ветвь органичной архитектуры, в середине и во второй половине ХХ в. дал ряд самобытных сооружений. Сложение регионализма приходится на 1930-е г. и связано с эстетическим отторжением обезличенного геометризма авангарда. Еще более непримиримым это отторжение стало в 1950-е г. в ответ на ещё более агрессивное распространение новой волны модернизма, нахлынувшего на мировое зодчество из США под именем "интернациональный стиль".
Раньше всего регионализм начал формироваться в странах Северной Европы, затем в Латинской Америке, Японии и других странах. Развитие регионализма определялось не только недостатками модернизма, но и особенностями социальных процессов в послевоенные годы. Для этого периода характерно резкое увеличение мобильности населения, даже его малообеспеченной части за счёт развития индустрии массового туризма. Путешественники и туристы - первые (но достаточно поверхностные) искатели своеобразия впервые увиденных мест и их архитектуры. С этим периодом совпадал и другой процесс - углублённой и обширной деятельности по реставрации и реконструкции исторических городов, превратившийся во второй половине ХХ в. в самостоятельную отрасль исследований и проектирования в Италии, Австрии, Германии, Франции, Великобритании и других странах. Не последнюю роль в становлении регионализма играет поиск художественной самоидентификации наций и стран, особенно тех, что поздно обрели государственную независимость.
В ХХ в. на путь последовательного регионализма первыми становятся архитекторы скандинавских стран, одними из первых усвоившие уроки модернизма, и начавшие в 1930-е г., от них отказываться. Применение градостроительных и компоновочных приёмов модернизма (строчная застройка, прямоугольные объёмы, плоские крыши, открытое подполье и прочее) приводили в климатических условиях Скандинавии к ухудшению микроклиматических параметров застройки и зданий.
Согласно региональным условиям здесь быстро произошёл переход к замкнутой и полузамкнутой застройке преимущественно протяженными и часто криволинейными в плане домами, повторяющими рисунок горизонталей при застройке характерных для рельефа Скандинавии горных склонов. Необходимость естественного снегосброса продиктовала отказ от плоских крыш с возвращением к традиционным скатным, преимущественно крутосклонным.
Возврат к традиционным архитектурным формам определил и предпочтение традиционным материалам - камню, кирпичу, дереву. Выявление эстетических черт современных конструкций из традиционных материалов (например, гнутых древесноклееных и т.д.) в объёмах и интерьерах общественных зданий стало характерной чертой скандинавского регионализма. Особенно ярко она проявилась и творчестве выдающегося финского зодчего Алвара Аалто.
Регионализм в архитектуре Японии особенно ярко проявился после Второй мировой войны. Формируется новый тип общественного здания, называемый ратушей, а по существу это многофункциональный объект, сочетающий учреждения местного самоуправления с культурным центром. Жарко-влажный климат страны продиктовал основные конструкции стен и крыш, подъём зданий над основанием на отдельные открытые опоры, а высокая сейсмичность территории японских островов - малые массивность и этажность, лаконичность объёмов зданий.
Кофе и еда. Т.Х. Бентон. 1944 г.
|
Крещение. Т.Х. Бентон. 1944 г.
|
Июльский полдень. Т.Х. Бентон. 1943 г.
|