Решетников Федор Павлович
(1906 г., село Сурско-Литовское, Украина — 1988 г., Москва)
Русский художник, живописец-жанрист и сатирик, создатель эталонных произведений соцреализма. Член КПСС с 1945 г. Родился в семье потомственных иконописцев. Стал сиротой в 3 года. Воспитывал его старший брат, студент Киевского художественного училища, который оставил учебу, чтобы прокормить семью, и начал подрабатывать росписью церквей, а дома писал иконы на холсте. Федор Решетников, будучи еще мальчиком, помогал ему растирать краски, готовить холсты — был своеобразным подмастерьем. В юношеские годы начались странствия в поисках заработка. Свои «живописные опыты» Решетников применял в оформлении клубов, провинциальных театров; совмещал «художество» с работой руководителя хора, артиста, спортивного инструктора, но его не покидало желание учиться. Так как он не имел среднего образования, ему пришлось поступить на художественный факультет рабфака.
В 1929 году, после окончания рабфака, Решетников поступил на графический факультет в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) в мастерские Д.С. Моора и С.В. Герасимова. Еще в студенческие годы Решетников, увлекшийся творчеством Кукрыниксов, прославился как виртуоз графического шаржа, что помогло ему стать — в качестве художника-репортера — участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932 г.) и «Челюскин» (1933—1934 г.). Участие в экспедиции О.Ю. Шмидта на «Сибирякове» было очень важно для Решетникова, и он приложил немало усилий, чтобы попасть туда. Во время своей первой северной поездки художник много рисовал. Это путешествие дало сюжет для его дебютной живописной работы — «Ремонт „Сибирякова“ во льдах».
Следующее путешествие, состоявшееся в 1933—1934 годах, было более драматичным. Поход знаменитого «Челюскина» стал тяжелым испытанием для всего экипажа, а также и для художника. Вместе с другими моряками он был снят с дрейфующей льдины и возвращен на Большую Землю. На фоне триумфального завершения знаменитой челюскинской «эпопеи» привезенные им зарисовки имели шумный успех. Работа «Гибель „Челюскина“» (1973 г.) была написана по воспоминаниям и рисункам уже спустя много лет.
В 1934 г. художник окончил институт и приступил к самостоятельной работе. Ряд картин Решетникова написан на историко-патриотические темы. Закрепляя успех, молодой живописец обратился к станковой картине. В этой области он проявил лишь средние способности, которые, однако, подкреплялись острым конъюнктурным чутьем. Впитывая в себя политические мифы, его полотна («Генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин». 1948 г., ГТГ; «Великая клятва». 1949 г., ГРМ) быстро превращались в «шедевры».
Большую известность получили его жанровые композиции «Достали „языка“» (1943 г., Брянский художественный музей), «Прибыл на каникулы» (1948 г., ГТГ) и «За мир!» (1950 г., ГТГ), посвященные детям. Юных романтиков-мечтателей показал художник в работе «Мальчишки» (1971 г.). Герои картины всматриваются в ночное небо, грезя о космических полетах. Живой, неглупый, но забывший о своей первостепенной обязанности хорошо учиться парнишка — главный герой картины «Опять двойка» (1952 г., ГТГ).
Однако подлинным призванием художника всегда оставалась сатира. Удивительно экспрессивны его шаржи на мэтров советского искусства в 1950-е — 1970-е годы. Всю свою жизнь Решетников оставался непримиримым врагом любого художественного направления, кроме соцреализма. Разоблачая «формализм» в искусстве, он изобрел даже уникальную форму карикатурного триптиха, которую воплотил в картине «Тайны абстракционизма» (1960 г., ГТГ), дополнив ее одноименной книгой в 1963 году.
А через некоторое время появились серии дружеских шаржей, исполненных в карандаше, акварели и даже в скульптуре. Прекрасно зная своих коллег-художников, многократно рисуя их во время дружеских встреч, собраний, Решетников сумел создать гротескные портреты, остро характерные в жесте, мимике, движениях. Он нашел разнообразные композиционные приемы, остроумные метафоры, положения, детали. В шаржах на скульптора С.Т. Коненкова, художников Н.Н. Жукова, А.М. Каневского и других. Решетников сочетал остроту характеристик с глубоким проникновением в человеческую сущность. Не менее остроумны, необычайны в своей пластичности шаржи-скульптуры: Кукрыниксы, А.А. Дейнека. Выполненные с профессиональным блеском, эти произведения раскрывают замечательный дар Решетникова-скульптора.
Решетников занимался преподавательской деятельностью в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (1953—1957 г.), Московском педагогическом институте им. В.И. Ленина (1956—1962 г.). С 1953 года художник — действительный член Академии художеств СССР. С 1974 года — вице-президент Академии художеств СССР. Лауреат Государственных премий 1949 и 1951 годов. Награжден двумя орденами, а также медалями. Работы Решетникова хранятся в ГТГ, ГРМ, ГИМ, Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина и других музеях.
За мир! Ф.П. Решетников. 1950 г.
|
Достали языка. Ф.П. Решетников. 1945 г.
|
Генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин. Ф.П. Решетников. 1948 г.
|